Главная arrow Духовность искусств arrow Анализ форм орнамента
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Анализ форм орнамента

Печать

Своим настоятельным стремлением доказать зависимость русского искусства от Востока или роль России как одной из лабораторий, где художества, шедшие со всех пунктов Азии, соединялись вместе, чтобы принять форму, посредничавшую между миром восточным и западным, Виолле-ле-Дюк давал все основания подозревать его в тощ что он хочет «вытолкнуть Россию в Азию» (послепетровское время представлялось ему отходом от народных традиций и собственного гения в силу «притязаний быть нациею западною»).

Анализ форм русского и восточного орнамента привел Виоле-ле-Дюка к мысли, что в искусстве народов, которые привыкли смотреть на орнаментальную скульптуру, как на нечто подобное узорчатой ткани или сходное с позументом, предназначенное для украшения впадин, поясов, фризов и тимпанов, заключена целая система. Этой системе, по мысли исследователя, остались верны арабская, персидская и русская архитектура; она была принята византийцами, когда они отрешились от традиций римской скульптуры для сближения с декоративными искусствами Азии и Греции последнего времени. Картинная галерея во Владимире и представлялась Виолле-ле-Дюку таким соединением на русской почве двух систем орнаментации: азиатской (восточной) и греческой (западной). Сущность каждой из этих систем представляется в самом способе сочинения рисунка: «Или рисунок будет как орнаментация, расположенная на фоне, или рисунок будет соображен так, чтобы тени, положенные приблизительно на равные площади, составили узор, представляющий в цветах своих гармоническое целое. Первый из двух способов применялся греками и римлянами; второй же жителями Востока, а именно: индийцами, персами и арабами. Русские рукописные украшения, очевидно, гораздо больше подходят к последней системе». В античной декоративной живописи фон берет верх над орнаментом или наоборот; на Востоке нужно вычислить, взвесить значение каждого лежащего в плоскости тона, сообразуясь с определенными, увы, еще не изученными законами, а также практикой и методикой, не лишенной и элементов инстинкта.

Иератическое искусство иконописи (в которой, как образец святости, нравственного превосходства и мудрости, чуждой страстей, образ исключал всякую идею чувственности) наиболее подходило к задачам монументальной живописи. Духовное созерцание аскета требовало определенного иератизма. Отсюда и условность стиля, черпающего свои формы не из природы, а из нравственного идеала. Художник создавал типы, «из которых каждый соответствовал какому-либо общественному положению, и когда он хотел представить личность, принадлежащую известному сословию, он изображал соответствующий тип, точно так же он поступал при изображении животных... он типически создавал льва, пантеру, газель, собаку, кошку, цаплю, ястреба и прочие типы». Среди этих высказываний Виолле-ле-Дюка уже не все ложно. В некоторых солидных работах наших современников сколки тех же мыслей повторяются и развиваются в качестве свежих и вполне оригинальных.

Не трудно понять, почему Виолле-ле-Дюк сближал древнерусское искусство с искусством христианского Востока, в противоположность Западу. Виолле-ле-Дюк исходил, видимо, из последствий раскола Римской империи на Восточную и Западную. Христианская церковь, возникнув на Востоке, пользовалась греческим языком, как ислам арабским. Охватив Западную Европу, христианская церковь нашла там собственную опору в лице римской церкви, что и привело в дальнейшем к разделению христианской церкви тоже на Восточную — православную и Западную — католическую (1054). Эллинизированный Восток пришел в противоречие с романизированным Западом. Патриархаты Антиохийский (Сирия), Александрийский (Египет), Иерусалимский (Палестина) и Константинопольский (Византия) составляли христианский Восток.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства