Главная arrow Духовность искусств arrow Буддийский канон
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Буддийский канон

Печать

В свое время Ананда Кумара свами проследил соответствие языка жестов в индийской пластике — языку жестов и мимики, зафиксированной трактатами, и показал их тождество. Специальный трактат устанавливал общие признаки художественности, в живописи вошедшие в буддийский канон. Признаки эти таковы: следование определенным типам форм, соблюдение пропорций, настроение, очарование, изящество, соответствие идеи произведения натуре, гармонии цветов. Определенная символика цвета ассоциировала светло-зеленый с любовным чувством, черный с ужасом, красный и желтый с яростью. Видеть в фиксации жеста, мимики или цвета только религиозную символику было бы, видимо, неправильно. Канон был нормой религиозного сознания, актом принуждения и ограничения, но также нормой художественного мышления и воображения вообще.

Буддийское искусство имело своим отправным пунктом Гандхару, где в конце I века до и. э. образ Будды сложился в канон. Известно, что старая эстетическая концепция буддизма (хинаяна), существовавшая до Кушан, покоилась па растворении личности в небытии (нирвана). Будда-учитель представлялся символом света и не имел зримых черт. Новая эстетическая концепция (махаяна), возникшая при Кушанах и получившая их поддержку, представила Будду вместилищем всех человеческих страданий и отождествила погружение в нирвану, с растворением человеческой личности в Будде. Он — Спаситель. Его облик получает черты пластически близкие богу света эллинов (Будда — Аполлон). Прежний моральный аспект аскетического учения был вытеснен идеей «спасения» масс простых верующих. Буддийские монастыри стали вмешиваться в мирские дела. Цель искусства, в согласии с буддизмом, трактовалась как утверждение вечного; только вечное истинно. Потому и образ Будды представлялся постоянным, вечным. Сквозь физический образ Будды просвечивает неземная и потому отвлеченная от земной юдоли духовная красота человека. Эта духовная красота и есть закон или канон, в котором нравственный идеал находит свою абсолютную форму.

Уже в первые века п. э.  буддийский канон теряет прямую связь с иконографией греческих и римских божеств. У Будды повсеместно, куда проникал буддизм, своя иконография. Будда индиец, бактриец, тибетец, китаец, японец. II только структура образа, и которой выражен нравственный идеал человека, сохраняет некое единство.

Развитие структуры образа протекает сперва в рамках буддийского канона. Однако строение формы не остается неизменным. Стиль изображений как носитель художественной идеи продолжает свое движение. Живая эмоциональность и душевная теплота, заложенные в человеке, нисходят, типизирующее начало и теистический смысл образа, рождающий символику, условность и отвлеченность форм в конечном счете усиливаются. Развитие стиля подтачивает канон, оставляет его позади и выносит связанные с ним формы в общий поток искусства, уже не связанный с Буддой и буддизмом.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства