Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Анна Петровна Остроумова-Лебедева
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Анна Петровна Остроумова-Лебедева

Печать

А. Остроумова-Лебедева Фонтанка у Летнего сада. 1901 Художником, который первым в 20 веке утвердил за гравюрой право на свободное большое искусство, была Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Ученица И. Е. Репина, В. В. Матэ и Дж. Уистлера, она работала в гравюре на дереве. Традиции художественной ксилографии в России к началу 2о века были утрачены. Поэтому истоки ее творчества мы находим в западноевропейской и японской ксилографии. Увлечение последней знаменательно для всего европейского искусства конца 19 — начала 20 века.

Но если самые ранние ксилографии Остроумовой-Лебедевой «Персей и Андромеда» (1899), «Луна» (1900), «Дорожки» (1900) явно свидетельствуют о влиянии на ее творчество мастеров итальянской гравюры кьяроскуро или японского художника Хокусая, то очень скоро художница находит и свой собственный стиль в ксилографии, и свою тему. Остроумова-Лебедева — мастер городского пейзажа. Ее главная тема — Петербург с его классическими ансамблями, гранитными набережными и каналами, сумеречным светом белых ночей. В ее гравюрах как бы завершается тема воспевания молодой столицы России, начало которой так торжественно и празднично прозвучало в гравюрах Алексея Зубова два века назад.

Л.Остроумова-Лебедева Ростральная колонна в снегу. 1901

В черно-белых гравюрах Остроумова-Лебедева использует обобщенный силуэт как основное художественное средство. В этом листы художницы близки к работам ее современника Ф. Валлоттона, хотя образный строй ее ксилографии совсем иной. Остроумова — лирик, и каждая маленькая гравюра — своего рода маленькая поэма об отдельном уголке Петербурга, о красоте его мостов, о том, как отражается в неподвижной воде канала колокольня Николы Морского, как первый пушистый снег ложится на Ростральную колонну. Построенные на контрасте черного и белого, на ритмическом соотношении и звучании линии и пятна, ее гравюры несут в себе ту «сугубую остроту и выразительность» образного решения, которую так ценила в ксилографии сама художница.

А. Остроумова-Лебедева Сфинкс. 1912

Остроумова-Лебедева первая в России начала работать и в цветной ксилографии. О том, насколько нова для русского искусства была цветная гравюра, свидетельствует почти анекдотический случай, происшедший с гравюрой «Персей и Андромеда». Эта гравюра была послана ею на конкурс в Общество поощрения художеств в 1900 году. «Члены жюри конкурса при получении моей гравюры. приняли ее за акварель и вернули ее. » — пишет художница.

Остроумова-Лебедева Италия. Фъезоле. 1904

Цветовое решение ее листов очень мягкое, серебристо-серым тонам присуща тонкая декоративная выразительность и поэтичность. В трех-четырех тонах неярких красок ей удается передать лирическую красоту города («Крюков канал», 1910). Оттенок грусти, присутствующий в ее гравюрах, характерен для всего искусства начала 20 века, особенно для мирискусников. В этом выразилось неприятие современности, тоска по ушедшей гармонии. Гравюры Остроумовой-Лебедевой в чем-то перекликаются с пейзажами Петербурга начала 19 столетия. В самом выборе мотива, в «смешении воды со зданиями», во всем образном звучании их лежит как бы отсвет золотого века Пушкина. Недаром так пустынны изображаемые художницей набережные, не случайно она любит город в зыбком, словно бы призрачном свете белой ночи, когда тухнут краски и яснее вырисовывается графическая чистота силуэтов зданий и ничто не нарушает их величавого молчания.

А. Остроумова-Лебедева Колонны Биржи и крепость. 1908

Процесс обобщения и упрощения формы характерен и для других видов графики этих лет. Знаменательно, что рисунки А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, особенно их раскраска, очень близки к ксилографиям Остроумовой-Лебедевой. В свою очередь, этот факт близости рисунков и ксилографии указывает на то, что проблема материала (дерева) как одна из основных проблем всякого вида искусства не была еще полностью решена художницей. Решение этой проблемы принадлежит уже московской школе ксилографии во главе с В. А. Фаворским.

А. Остроумова-Лебедева Крюков канал. 1910
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства