Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Апокалипсис Библии Кореня

Печать

Совершенно по-иному сделан Апокалипсис. Его листы не связаны друг с другом сквозным горизонтальным движением. Каждый живет сам по себе. Используя украинские и европейские лицевые книги о начале и конце мира, автор Библии Кореня переменил их горизонтальный формат, который помогает движению книги, на традиционный иконный, который создает прерывистость в течении книги и дополнительный к ее основному движению вертикальный ритм. Композиции большинства листов Апокалипсиса поддерживают его формат. Ритм каждого листа Апокалипсиса (сверху вниз или снизу вверх) настолько силен, что отрывает лист от листа. Апокалипсис внутренне дробен и связан воедино только начальным и конечным листами, которые обращены лицом друг к другу и с двух сторон замыкают книгу.

Василий Корень Ополчение Христа на антихриста. Лист 36 из Библии. 1692—1696

Почему же так произошло? Почему так разнятся Книга Бытия и Апокалипсис?

Думается, различие в строении этих двух книг определяется разными представлениями Кореня о Вселенной прошлого и будущего.

Начало Библии усиленно толкает время вперед. В ее центральной части время приостанавливается. После «Изгнания из рая» становится более плотным, более нерасчлененным в своем повествовании. Но, несмотря на различный характер и темп движения времени в Книге Бытия Кореня и некоторые перемены в облике мироздания, Книга Бытия по сравнению с Апокалипсисом обладает своим единством. Она тяготеет к центру книги — изображению рая и, как бы останавливая время, оставляет в памяти цельный образ Вселенной прошлого и ощущение ясного, недвижного гармонического времени вечности. В Апокалипсисе время движется, все убыстряя течение и уплотняясь событиями, которые перебивают друг друга. Движение врывается в лист, вносит в него сумятицу, иногда вырывается за его пределы. Линии приобретают напряженную стремительность. Мироздание рушится. Вселенная распадается на куски, время на отрезки, как зеркало, разбитое на тысячу осколков.

Движение у Кореня — начало божественное, созидающее и разрушающее, начальное и конечное состояние мира. Созданное (гармония) цельно и неподвижно.

В книгах Кореня перед нами развернута панорама остро ощущаемого тока времени. Оно появилось, вероятно, потому, что современники Кореня ждали конца света. Но автор Библии воспринимал этот конец не трагически, как раскольники, а как должный и естественный. Книга Бытия и Апокалипсис Кореня — крайние точки временного потока, начало и конец времени, которые по представлению средневекового человека заранее предначертаны богом и потому хорошо известны зрителю. В этом временном, четко ограниченном потоке нет только места настоящему времени. Оно нарочито пропущено. Перерыв во времени отмечен в композиции книг их замкнутостью, отвернутостью друг от друга.

Так же как нет в Библии Кореня настоящего времени, отсчитываемого от живущего сейчас человека, так нет в ней и пространственной перспективы, отсчитываемой от глаза неподвижно стоящего человека. В целом Корень мыслит еще по-средневековому, окидывая мир умственным взором, а не глазом.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства