Главная arrow Русские древности arrow Арабески двух типов
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Арабески двух типов

Печать

Основу искусства построения фигур на плоскости составили арабески двух типов: геометрические (гирих) и растительные (ислими). Основу художеественного письма — каллиграфия. Теория построения арабесок излагалась не раз. Менее известна созданная па той же основе теория пространственных форм - система пропорционирования зданий по элементам плана, переложенная в практику конструирования форм и в прикладном искусство. Наконец, как частная задача — построение системы сталактитов (мукарнас), на основе которой возводятся различные виды карнизов, сводов, куполов.

Здесь стоит подчеркнуть, что все эти приемы построения формы и узоров оставляют с изобразительным каноном эпохи одно целое. Перед нами единая система, ставшая правилом. И эта система не религиозная, не отвлеченно-философская, а научно-художественная, хотя   и ограниченная в своих целях.

Насколько миниатюра домонгольской эпохи, судя по редким ее образцам из Передней Азии, сохраняла связь с позднеантичным наследием, настолько в прикладном искусстве X—XIII веков, наряду с отзвуками сасанидского канона, восторжествовали каллиграфия и орнамент. На резных штуковых панелях из Рея и Савэ (XII—XIII вв.) можно проследить судьбу ирано-сасанидского канона в послесасанидское время. В сцене рыцарского поединка (фрагмент из собрания Демотта) движение полностью замирает. Лошади даны в профиль, а всадники развернуты фронтально. Пропорции нарушены, и согнутые ноги лошадей (непонятый галоп) выглядят как выпуклые куфические письмена. На другой фигурной панели (из собрания Стора) рельеф уплощен, контуры заовалены, лица варьируются только наклоном маски, как на шарнире, вправо-влево. Человек выступает в роли заполнителя геометрической фигуры. Наконец па резной панели из Рея (с именем Тугрула) узор обволакивает рельеф и растворяет его в своей стихии.

Настенная живопись также стала пленником прикладного искусства и восприняла его идеи. Фрагмент настенной росписи XII—XIII веков из Рея (в коллекции Келекиана, картинная галерея ) изображает лунообразные лица, в нимбах, с утяжеленным книзу овалом лица; брови, глаза, губы начертаны легким взмахом привычной руки каллиграфа, и сами фигуры тонут в паутине подстилающего их узора, как если бы живопись велась по вышитой ткани. Так же обстоит дело с поливной керамикой этой эпохи. Одни виды керамики (скажем, чаши из Байлакана в Азербайджане) сохранили связь с сасанидской традицией, другие (скажем, керамика с люстровой росписью из Рея, Сава, Кашана) — эту связь утратили. В той и другой виден триумф каллиграфии, подчинившей себе рисунок, в том числе и портрет. Но движение искусства идет и в обход канона или минует какую-нибудь его черту. Так и в керамике из Рея рядом с каллиграфией всплывает полихромная живопись, идущая, вероятно, от книжной миниатюры той же поры.

 

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства