Главная arrow Духовность искусств arrow Архитектура церквей
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Архитектура церквей

Печать

Церковь представляет собой сложенный из белого камня кубический объем без притвора, с хорами на западе, четырьмя опорами, тремя нефами, тремя апсидами. Изящный одноглавый храм, словно через мгновение вознесется над широкой гладью заливных лугов. Иллюзию его легкой устремленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших основным архитектурным лейтмотивом. Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами — лопатками — на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс; такой же пояс обрамляет апсиду и барабан. Дополнительную легкость плотной массе стены придают колонны на лопатках.

 

Стены и барабан церкви украшены затейливой каменной резьбой. Композиции на всех трех фасадах повторяются, демонстрируя глубинную связь библейских образов с русскими реалиями. Женские маски с косами символизируют Деву Марию. Фигура библейского псалмопевца царя Давида, помещенная в центральные закомары, вызывает ассоциации с самим Андреем Боголюбским, стремившимся к прекращению усобиц на Русской земле. Недаром по обеим сторонам от Давида изображены два голубя, символизирующие мир, а под ними — фигуры львов как символ побежденного зла.

 

Образцом новгородской школы в русском зодчестве, сформировавшейся в период монголо-татарского ига, служит церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде (1374). В соответствии с установившейся традицией одноглавая церковь Спаса построена без притвора, но с папертью — крыльцом перед западным входом. Она имеет четыре опоры, три нефа, одну апсиду и трехлопастное завершение стен, продиктованное климатическими условиями: при частых ливнях и обильных снегопадах крутая кровля была просто необходима. Это повлекло за собой особую организацию внутреннего пространства: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и почти прижаты к стенам. Храм поэтому кажется изнутри выше, а снаружи живописнее благодаря восьмискатной крыше.

 

Несмотря на довольно скромное внешнее оформление, которое ограничено крестами из кирпича, тремя маленькими прорезями в оконном проеме, бровками над окнами и типичным псковско-новгородским орнаментальным поясом на барабане, состоящим из квадратов и треугольников, церковь выглядит нарядно и даже изысканно.

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства