Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Архитектура в готическом искусстве
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Лечение от алкоголизма на дому кодирование от алкоголизма на дому.

Архитектура в готическом искусстве

Печать

Хранящиеся теперь в музеях средневековые шпалеры открывают для нас тот хрупкий и элегантный мир, где реальная жизнь подчинена идеалу куртуазной поэзии,  рассказывают о сражениях рыцарей, чудесах христианских святых, о жизни Марии и страстях Христа. Никола Батай. Сцена из Апокалипсиса4. Никола Батай. Сцена из Апокалипсиса. Шпалера. Ок. 1375  До сих пор привлекающие глаз изысканной гармонией чуть по­блекших красок, они придавали более нарядный вид в равной мере и залам замков и соборам. Их ревностно кол­лекционировали наряду с драгоценностями и книгами. Карл V только одному парижскому мастеру Никола Батайю, владельцу огромной ковроткацкой мастерской, зака­зал за тринадцать лет более двухсот пятидесяти шпалер. Богатство сюжетов органически уживалось с условностью средневековых изобразительных приемов — разномасштаб-ностью фигур, плоскостностью фонов, где цветы, кустарни­ки, листва деревьев словно сливаются в орнамент.

Архитектура была ведущим видом готического искус­ства, наиболее законченно выразившим его принципы и подчинявшим себе другие его виды.

Главные архитектурные устремления эпохи воплотились в формах городского собора. Наполненность готического со­бора светом и воздухом, решительное движение всех его линий ввысь, динамичность его структуры свидетельство­вали о несомненно эмоциональном отношении к религии и к жизни. И архитектура церковных сооружений, и нераз­рывно связанные с нею искусства призваны были более ак­тивно воздействовать на эмоции человека.

Собор вместе с тем оказывался не только центром ду­ховной жизни, но и символом достоинства города и его жителей. В его строительство горожане вкладывали вели­кое чувство гордости за отвоеванные права и свободы го­родской жизни. Во Франции он был и местом, где горожане собирались для решения насущных общественных проблем, где проходили философские диспуты, выступали известные проповедники, разыгрывались мистерии. Многолюдье го­родской жизни требовало от общественных зданий вме­стительности, и это также заставляло строителей искать новые возможности пространственных решений.

Основой готического строительства была каркасная конструкция, изобретенная в северных областях Франции еще в XII веке и распространившаяся оттуда по всей Ев­ропе. Если в романскую эпоху важнейшую конструктивную роль играли мощные стены, то^готика обратилась к системе столбов и арок. Высокие столбы-опоры приняли на себя тяжесть стрельчатых арок и ребер (нервюр) крестового свода, боковой распор которого передавался через аркбу­таны контрфорсам, вынесенным за пределы сооружения. Такой принцип позволил средневековым строителям рас­ширить емкость свободного пространства, предельно увели­чить площадь оконных проемов, почти на нет сведя стены, и поднять своды на высоту нескольких десятков метров. Из этих элементов и складывалось готическое здание с его четко выявленной вертикальной композицией. Собор, обязательно завершаемый возносящимися к небу башнями-колокольнями, становился доминирующей вехой города. Эти грандиозные средневековые сооружения и теперь сильно воздействуют динамикой взаимосвязанных масс, покоряют стройностью пропорций, обычно несоизмеримых с пропор­циями человеческого тела. Своим неуклонным вертикализ-мом они призваны были вызывать возвышенное, чуть ли не экстатическое состояние духа. Это особенно ощутимо в интерьерах соборов: человек, оказавшийся внутри здания, чувствует себя как бы вовлеченным в напряженное движе­ние вертикалей, подчиняется их властному устремлению ввысь — от земли к небу.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства