Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Бенедетто Кастильоне
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Бенедетто Кастильоне

Печать

Наиболее характерным явлением в графике 17 века, органически связанным с миросозерцанием эпохи, следует считать офорты генуэзского гравера Джованни Бенедетто Кастильоне. Для него характерно его страстное увлечение офортами Рембрандта. Но он им не подражал, а создал свою манеру светотени и свой метод техники штриха. Для гравюр он избирал сюжеты таинственные и странные: из темного входа в пещеру, поросшую дикими травами и кустарником, проникают какие-то люди, они освещают свой путь факелами, свет падает на памятник, и с трепетом они читают надпись: «Eternitas» («Вечность»). В другом офорте — испуганные, ожидающие чего-то страшного персонажи теснятся друг за другом и внезапно освещают непогребенные тела мучеников. Струящийся свет факелов пробивает мрак, и сумерки движутся, колышатся, отступая в самые дальние углы. Тьма у Кастильоне не так темна и свет не так ослепителен, как у Рембрандта. Кастильоне мастер не ночных, а сумеречных гравюр, чему соответствует общий сероватый тон его офортов. Эффекта движущихся сумерек Кастильоне достигает мелкими угловатыми штришками, которые французы называют «сеном» («1е foin»). Действительно, они напоминают сенную труху. Сгоняя тьму, художник разрежает эти штрихи, там же, где она должна сгущаться, он подобно Ф. Бароччи поверх мелкой штриховки проводит длинные прямые или гибкие и закругляющиеся штрихи. Этими приемами Кастильоне разрабатывает весь лист, почти без просветов, что является результатом действия чрезвычайно сложных факторов. Архаическая, поддержанная католической реакцией боязнь пустого пространства (horor vacui) соединилась с распространившимся по всей Италии воздействием «tenebrosi» (темных, мрачных), как называли последователей Караваджо, перенявших из его творчества «черную» живопись с эффектами искусственного света, отчасти она была унаследована от маньеристов, но, главным образом, это стремление к заполнению пространства является отзвуком философских идей эпохи, точнее, представления Декарта о строении мира. Декарт утверждал, что в природе нет пустоты, потому что «протяжение есть сущность материи». Заполняющая собой все пространство материя состоит из приведенных в движение частиц, имеющих самые разнообразные формы. При этом должно образоваться бесчисленное множество круговых движений этих частиц, водоворотов или вихрей, различных по величине и быстроте, по тонкости и плотности вовлеченной в вихревое движение материи.

Творчество Кастильоне двойственно. Есть у него и другие офорты, более радостные и светлые. К ним относится проникнутый идиллическим гедонизмом офорт «Праздник Пана». В этой и подобной гравюрах штриховка уже не занимает весь лист. Предвосхищая художественные идеи 18 века, Кастильоне открывает большой просвет между деревьями; дневной свет, хотя и не яркий, заливает «просцениум». Введены новые приемы: почти нет «сена», преимущественное место занимают параллельные линии, штрихи почти не скрещиваются. Все это придает офортам прозрачность и легкий сероватый тон. В них Кастильоне предвосхищает некоторые черты офортов Тьеполо.

Наивысшие достижения итальянской гравюры в 18 веке связаны с Венецией, искусство которой достигает в этот период расцвета, почти равного по блеску художественной культуре 16 века.

Последнее обновление ( 23.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства