Главная arrow Мастерство художников arrow Буддийское искусство
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Буддийское искусство

Печать

Бодхисатвы менее каноничны: они как бы дополняют образ носителя идеальной человеческой сущности, мягкой стеснительной или горестной полуулыбкой должной оставаться в сердцах униженных и возмущенных как сочувствие людским страданиям, как увещевание. Сладкая мечтательность и истома в облике гениев зовут к умиротворению. Задача психологического соответствия образа бодхисатв переживаниям молящегося — задача обоюдоострая. Она вносит элемент душевного движения в образы прекрасных юношей и девушек, небожителей и отзывается психологическим соответствием в образах донаторов. Здесь искусство художника выходит за пределы канона и устремляется к живым людям в среду заказчиков, воинов, слуг, людей толпы. В показе людских пороков культовое искусство, не связанное требованиями идеализации, находя простор для реалистического искусства, обнаруживало огромную силу и энергию.

В скульптурных рельефах Гандхары, Бхархута, Сарната, в росписях Аджанты немало реальных сцен с участием простых людей. Однако острие буддийского искусства было направлено против самой «правды жизни», питавшей это искусство. И тем буддийское искусство возвращало страждущих к утешительной непогрешимости идеала, выраженного в Будде.

Глубокая интеллектуальность религиозно-философских учений Индии позволяет считать, что изобразительный канон кушанского времени, каким он проявил себя в культовых образах индуизма и буддизма, имел древнеиндийскую основу. И что эта основа была в эпоху Кушай общей от Окса до Ганга. Канон этот распространился как па буддийскую, так и на индуистскую иконографию и при всем их различии имел общие правила. Вся жизнь древнеиндийского общества была связана строгой регламентацией и правилами обрядности. В сфере духовной эта регламентация носила характер учений, получивших значение закона. В индийских владениях Кушан главную роль сохраняли староиндийские верования (особенно шиваизм), в пределах Бактрии и Кабулистана — иранские по преимуществу.

Таким образом, ни в Парфии, ни в царстве Кушан греческие и римские элементы не создали своей системы. Они растворились в культовых канонах искусства Востока. Разрыв с эллинизмом был всеобщим. Он захватил и династийное искусство. В самой Парфии к моменту подъема империи Кушан (I —III вв. п. э.) греко-римские элементы были уже оттеснены. При Вологасе I (51—78 гг. н. э.) греческие надписи па монетах были заменены пехлевийскими, собственно парфянский стиль складывается и в искусстве.

 

Последнее обновление ( 17.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства