Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Декоративность или повествовательная натуралистичность
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Декоративность или повествовательная натуралистичность

Печать

Во всех произведениях, современных диптиху из Барджелло, обнаруживается большая или меньшая формальная и эмоциональная общность, с той разницей, что один художник может отдать предпочтение декоративности, а другой — повествовательно-натуралистическим частностям. Живописцы по-прежнему лишь приблизительно воспроиз­водят строение человеческого тела, без научного знания анатомии и пропорциональных соотношений, остаются вер­ны торжественному золоту фонов. Станковая живопись эво­люционирует очень медленно, может быть, еще и потому, что картин в эту эпоху писалось сравнительно мало.

В начале XV века были еще живы и продолжали рабо­тать многие мастера, руками которых создавалось фран­цузское искусство второй половины XIV столетия. Они передавали традиции более молодым и совсем молодым художникам, формировавшимся под их руководством.

Подпись:
8.  Неизвестный мастер. Портрет Людовика Анжуй­ского. Нач.  XV века

Полвека отделяет акварельный портрет герцога Людо­вика Анжуйского от портрета его отца Иоанна Доброго, но изобразительные принципы и там и здесь одинаковы. Та же профильная композиция, то же преобла­дание линии над объемом. Правда, в ранней вещи линия еще только нащупывает форму, а в поздней очерчивает силуэт намного смелее и увереннее. Твердость руки видна и в сложных очертаниях убора и в плетении орнаментального шитья платья. Несравненно больше внимания уделяется теперь нарядному красочному туалету, отчего портрет ста­новится и параднее, и эффектнее, отражая увеличившиеся за это время требования сеньориальной репрезентативности.

Важной особенностью художественной жизни Франции этого периода было активное участие в формировании ее культуры многочисленных живописцев нидерландско-бур­гундского происхождения. В непосредственном общении с мастерами парижской школы они воспринимали от послед­них элегантность форм, облекающихся в выверенную яс­ность рисунка, декоративную утонченность и благородную сдержанность эмоций, но в свою очередь привносили сюда большую реалистическую конкретность.

В «Оплакивании», написанном для Филиппа Храброго и обычно приписываемом Жану Малуэлю, живописцу нидер­ландского происхождения, который был связан в равной мере и с Парижем, и с двором бургундских герцогов, мы встречаемся с многофигурной, довольно плотно населяющей пространство картины группой, ярким цветом, беспокойной жестикуляцией, что заставляет нас вспомнить о диптихе из Барджелло. Но здесь обусловленный сюжетом трагизм настроения создается главным образом благодаря введению соответствующих деталей: пугающе иллюзорны текущие из ран струи и капли густой крови, посиневшие губы полуот­крытого рта и ввалившиеся глазницы мертвого Христа, безжизненная желтизна его тела становится еще мертвен­нее от контраста с розовой теплотой прикасающихся к нему живых рук. Мать прильнула к сыну, печально склонился Иоанн, в отчаянии хватаются за головы крошечные анге­лы, обступившие поникшее в руках бога-отца тело мученика-сына. сшоция жестов дополняется мимической экспрес­сией: брови персонажей сведены, лбы прорезаны морщинами, углы губ опущены.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства