Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Деятельность семьи Сольяни
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Деятельность семьи Сольяни

Печать

Характерные свойства гравюры на дереве, другой важнейшей техники, нашедшей широкое развитие в Италии, выделяются при сравнении ее с гравюрой на металле. Особенно ясно выступают они при сопоставлении двух произведений, близких друг другу по времени, односюжетных и обладающих сходной композицией. Одна из них — уже известный шедевр флорентийской гравюры на меди «Портрет знатной дамы», исполненный около 1440 — 1450-х годов, другая — гравюра на дереве «Негритянка» из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, которая может быть отнесена к концу 15 века.

Негритянка
Негритянка

Лист из собрания ГМИИ принадлежит к числу гравюр на дереве так называемого фонда Сольяни. Деятельность семьи Сольяни из Модены, граверов, печатников и издателей, работавших в герцогской типографии, охватывает два века (с 1640 по 1830 год) В издаваемой ими разнообразной продукции особое место занимали своего рода народные лубки, для которых использовались оригинальные доски анонимных мастеров 15 и 16 веков Лист ГМИИ является, по-видимому, отпечатком 17 века с доски конца 15 столетия.

Все в этих двух портретах подобно друг другу, и все в них друг другу противоположно. Один и тот же принцип положен в основу композиции профильных изображений: чистой поверхности лица и шеи противостоит декоративная разработка головных уборов и одежды. Но в портрете негритянки лицо, шея, руки не белые, а черные и поэтому не нуждаются в контуре, имеющем такое большое значение во флорентийском портрете; резко выделяются они большим узорным черным пятном на белом фоне бумаги. Согласно каждому материалу найден характерный прием: в гравюре на меди — линия, в гравюре на дереве — пятно, и только несколько белых штрихов чуть моделируют черное лицо.

Разный материал и разные приемы исполнения создают совершенно различные по содержанию и художественному выражению образы. В портрете знатной дамы — тонкость, деликатность, благородство. Он настолько обобщен, что кажется почти отвлеченным от реального персонажа. В облике негритянки — сила, характерность, свежесть художественного восприятия и острая индивидуальная выразительность. Более живописный, чем флорентийский портрет, в пределах, возможных для графики, он предположительно может быть отнесен к произведениям граверов венецианского круга.

Как в истории гравюры на металле, так и в развитии гравюры на дереве, в 15 веке два центра имеют первенствующее значение: Флоренция и Венеция. Но во Флоренции граверы работали главным образом на металле, гравюре на дереве уделялось гораздо меньше внимания. Ее поздний расцвет относится к концу 15 века. Для небольших иллюстраций, очень изящных и тонких, характерны линеарно исполненные фигуры. Они исполнялись на заштрихованном фоне, особенностью которого является белый штрих, полученный обрезанными внутрь тончайшими канавками или выдолбленными точками и мелкими штрихами. Для ранней флорентийской гравюры на дереве формирующим началом были пустоты, а не выпуклые печатающие поверхности, как в листе «Негритянка». Характерный пример такой техники можно видеть в иллюстрации к «Благочестивым восхвалениям» разных авторов. Действенное начало этих иллюстраций воплощено в белых фигурках молящихся и воспевающих хвалу мадонне, которые выделяются на фоне, испещренном белыми же штрихами. Черным отмечены только немногие детали: сияние вокруг мадонны, пояски на певчих, сумочка у пояса и платок в руках самого младшего из них и крошечные шапочки на фигурках в глубине изображения. Черный цвет дает здесь глазу необходимую опору. Так же как фигурки, выполнен и бордюр в виде узора из белых крестиков на черном фоне — характерное оформление флорентийских гравированных иллюстраций.

Простая композиция полна значения: мадонна и соприсутствует молящимся, и отделена от них архитектурой алтаря, к которому надо подняться на ступеньку, но арочные пролеты алтаря связывают его пространство с пространством комнаты. Группа трех юношей-певчих выступает вперед, она ближе всех к алтарю, но и они отделены от него пространством, создающимся пролетом окна, за которым открывается другой мир. Группа молящихся тоже обособлена делением стены, обозначенным белой чертой. Она сливается в единое целое, образуя своеобразное «трио».

Последнее обновление ( 25.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства