Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Дом Жака Кёра

Печать

24. Дом Жака Кёра. Сер. XV века. Бурж

В выходящем на улицу корпусе слева расположены помещения для стражи, а в центре, в возвышающейся части — капелла с прильнувшей к ней лестничной башенкой. Под капеллой — узкий вход для пешеходов и широкие въездные ворота, ведущие в парадный двор с находящимся в глубине главным жилым корпусом. Три лестничные башни, чуть выдвинутые перед фасадом, обеспечивали не только сооб­щение между этажами, но и намечали деление интерьера на три самостоятельные части. В первом этаже размести­лись большой зал-столовая с трибуной для оркестра, кухня с выходом в небольшой дворик, сообщающийся с улицей, и жилые комнаты, отдельные для каждого члена семьи. План второго этажа напоминает план первого. Там также нахо­дились жилые помещения, назначение которых теперь, правда, трудно установить. От главного корпуса отходят невысокие крылья, охватывающие двор. Их нижняя часть занята открытыми аркадами, поддерживающими галереи для прохода из комнат в капеллу. Они же, по-видимому, служили местом приема деловых посетителей.

Дом  Жака Кёра. Деталь скульптурного оформления фасадаДом Жака Кёра — дом особо устроенный и с особым характером. Он живописен в свободном соединении высоких башен и более низких корпусов, островерхих и горизонталь­ных кровель, различных по форме и размерам арок и окон, в применении изысканной и повсюду разнообразной камен­ной резьбы. При заметном различии отдельных частей или, скорее, благодаря им, дом Жака Кёра — единое, на свой лад, целое. Облик дома знаменитого финансиста с господ­ствующими вертикалями, как и примененная здесь конст­рукция, принадлежат средневековью, но здание во всем его объеме — памятник переходного времени, представляющий совершенно новый тип городского жилища-особняка с удоб­ным, хочется сказать, рациональным расположением внут­ренних помещений.

Замечательно и скульптурное убранство его фасадов и интерьеров, где сугубо готический орнамент соединяется с реальными сценами, полными иллюзии жизни. На внешнем фасаде главного павильона неизвестный нам скульптор изобразил два ложных окна, из которых выглядывают муж­чина и женщина, как бы наблюдая за тем, что происходит на улице: они кажутся портретами людей, живших в этом доме и, возможно, послуживших моделями мастеру. Тот же прием использован и в декорировке одного из каминов северной галереи: на нем размещен ряд ложных окон, населенных персонажами в современных костюмах, а над окнами идет пояс медальонов с забавными сценами пародийного крестьянского турнира.

25.  Дом  Жака Кёра. Деталь скульптурного оформления фасада. Сер. XV века

Чаще всего сюжеты рельефов связаны с назначением помещений: так, на лестнице, ведущей в капеллу, находятся сцены подготовки к мессе, а на фасаде лестничной башни со входом на кухню, в глубине двора, изображены большой очаг с подвешенным над ним чайником, поваренок у вертела, повар, толкущий пряности в ступке. Подобного рода скульп­тура — редкость для этого времени. Многие мотивы декора связаны с личностью хозяина дома, напоминают о его дея­тельности. Над входом в центральную башню парадного двора виден рельеф с изображением пальм и апельсинового дерева — намек на торговые связи с Левантом, в орнамент балюстрад вплетаются раковины — эмблемы св. Якова, не­бесного патрона хозяина, рядом — сдвоенные сердца — символ нежной супружеской связи; в обрамления рельефов вплетаются слова: «Для мужественных сердец нет ничего невозможного», — гордый девиз человека, всем обязанного самому себе и своей удаче, девиз, в котором звучит чисто ренессансная вера в безграничные возможности людей.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства