Главная arrow История arrow Голландский офорт 17 века arrow Другие мастера Голландского офорта
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Другие мастера Голландского офорта

Печать
голландской гравюры, Зееман (Рейныр Ноомс) Новый порт. Около 1650

Руланд Рогман был почти исключительно мастером горного пейзажа. Возможно, что он знал гравюры Сегерса, но это почти не проявляется в его работах. Скалы в его листах декоративны, эмоциональное начало очень приглушенное. Рогман любил работать длинными, прямыми, параллельными линиями, не всегда при этом положенными по форме предметов. Эта условность приема еще более усиливает бутафорский характер скал и гор в его офортах. Фигурки в его пейзаже — чистый стаффаж, распределение света и тени условно, в результате чего офорты Рогмана, при всей дикости их мотивов, выглядят не более чем милыми картинками.

Схожий с Рогманом характер мы видим в офортах Алларта ван Эвердингена. Этот мастер, главным образом изображавший скандинавские скалы, ручьи и перелески, сразу же выработал очень мелочную, детальную и описательную манеру. Мелкими штришками он как бы лепит формы, зачеркивает всегда одинаковые силуэты кроны, рисует маленькие фигурки путников. Несмотря на необычный для Голландии мотив, эти маленькие листы столь же уютны и безлики, как и множество пейзажей с чисто голландскими сюжетами.

Наконец надо назвать еще одного мастера — Зеемана, мастера морских видов. По своим сюжетным мотивам он также близок к Сегерсу, но у Зеемана постоянно вступают в противоречие пейзажный мотив и манера штриховки. Его спокойные, аккуратные офорты далеки от темы стихии, которую он будто бы изображает.

В офорте Голландии развивались, кроме пейзажа, анималистический и бытовой жанры.

Крупнейшим мастером анималистического жанра в Голландии был Пауль Поттер. Его офорты очень близки по сюжетам к его живописи. Небольшие гравюры Поттера всегда точно нарисованы: художник работает коротким тупым штрихом, подчеркивая форму своих быков, сильно протравливает одни места и легко царапает лак в других, что дает сильный колористический эффект. Животные у Поттера всегда серьезны и всегда одинаковы. Стоит отметить в его офортах чисто крестьянское знание своих персонажей.

Среди сравнительно немногочисленных мастеров бытового жанра наибольшей популярностью до сих пор пользуется Адриан ван Остаде. Было время, когда его репутация не уступала репутации Рембрандта, сейчас об этом странно слышать. Его многочисленные офорты почти все посвящены будням и развлечениям крестьян. В литературе обычно отмечают несколько высокомерное отношение горожанина Остаде к своим героям. В известной степени для этого есть основания. Но многие из его офортов лишены этого оттенка. Типичен для его гравюр лист «Скрипач под большим деревом» (ок. 1660). Он всегда работает тонким и мелким штрихом и, по сути дела, не рисует, а как бы лепит этими штрихами изображение. Это дает ему возможность очень реально передавать светотень, формы, движение. Остаде — хороший бытописатель, но его офорты лишены всякой глубины; по ним можно изучать приметы повседневности, они забавны и повествовательны.

У Остаде были ученики и последователи, некоторые из них, например Корнелис Бега, не уступают учителю. Однако в отличие от живописи, в бытовом жанре в голландском офорте ничего выдающегося не было создано.

П.Поттер Голова коровы. Около 1650

Но если попытаться оценить голландский офорт в целом, то значение его в истории гравюры велико. Впервые не отдельные мастера, но целая национальная школа стремится отразить в искусстве реальный быт, конкретную природу своей страны; впервые зрительная достоверность изображаемого оказывается важнее, чем соответствие идеальным образам; впервые гравюра ориентируется на взгляд, на чувства, на масштаб частного и обычного человека. Конечно, отдельные аналогичные проявления существуют и в гравюрах предыдущих эпох, и в творчестве графиков других стран. Но для голландской гравюры все эти черты, которые можно суммировать как стремление к познанию мира в его реальных, непосредственных формах, оказываются программными. Именно в этом огромная заслуга голландских офортистов: ведь конкретные достижения массовой гравюры в Голландии не слишком высоки, они гораздо ниже, чем в живописи этого времени. Но присущая голландцам новизна сюжетов, новый образный строй, новый художественный идеал резко отличают их графику от всей европейской гравюры 15 — 18 веков. Только 19 век в его сознательной тяге к жизненной достоверности, к точному отражению черт действительности в самом широком диапазоне продолжает и углубляет эти качества голландской гравюры. И если помнить, что массовая гравюра Голландии 17 века развивается параллельно с творчеством таких великих голландских граверов, как Рембрандт, Сегерс, Рейсдаль, то выдающаяся роль этой национальной школы будет оценена во всей ее значительности.

 
« Пред.
© 2017 История изобразительного искусства