Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Двадцатые — тридцатые годы XV столетия
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Двадцатые — тридцатые годы XV столетия

Печать

 
  Подпись:

21. Неизвестный скульптор. Мадонна.  XV век. Бургун­дия,  церковь  в Оксоне

Двадцатые — тридцатые годы XV столетия ознаменова­ны резким спадом художественной активности. Франция на­прягала все силы в борьбе с врагом. Слабый, лишенный ка­ких бы то ни было военных талантов, Карл VII скрывался в Бурже. Новое поражение при Верней (1424), где было оставлено семь тысяч погибших, привело его в полную растерянность. Англичане, возобновив наступление, про­шли Мэй, Анжу и остановились перед Орлеаном. Захват его открыл бы врагу путь на юг, и это понимали обе сто­роны. Но когда страна уже, казалось, была на краю ка­тастрофы, французский народ отчаянным усилием дал отпор завоевателям. В районах оккупации началась парти­занская война. Перелом, неожиданный и быстрый, проис­ходит после выступления Жанны д'Арк. За год войско под предводительством крестьянской девушки освободило Орлеан, Реймс, подошло к Парижу. И даже гибель народ­ной героини уже не могла приостановить ход событий. Медленно и трудно, но французы очистили землю от ан­гличан.

В 1453 году был, наконец, заключен мир, закрепивший победу. Начинает восстанавливаться сельское хозяйство, оживают ремесленные центры, возрождаются торговые свя­зи между городами и областями. Складывающийся единый национальный рынок, промышленная и торговая жизнь го­родов все настойчивее требуют объединения страны. Это совпадает с интересами королей, стремящихся к едино­властию. Продолжается прерванная Столетней войной их деятельность по собиранию земель. И Карл VII, и особенно Людовик XI как военной силой, так и тонкой дипломатией добиваются политического объединения страны. Уже к 1483 году, году смерти Людовика XI, из всех областей Франции только Бретань сохраняла независимость.

После четвертьвековой полосы военных и междоусобных потрясений, голода и разрухи жизнь далеко не сразу вошла в свою колею. И когда во второй половине столетия страна начала приходить в себя, стало очевидным, что в области изобразительных искусств она уступила пальму первен­ства другим народам. Но постепенно возрождались старые и крепли новые очаги культуры, где, сохраняя и развивая исконные традиции, не пренебрегали и достижениями ни­дерландской и итальянской школ; некоторые художники-французы формировались в нидерландской среде, как и прежде, знатные меценаты нередко пользовались услугами иностранцев. Франция, лежащая на перекрестке путей, со­единяющих Юг с Севером, естественно, оказывалась в курсе всех событий европейской культуры и пользовалась как ее новшествами, так и ее мастерами.

Почти приостановившиеся в самые тяжелые военные годы строительные работы к концу войны возобновляются. На­чинается не только восстановление разрушенных зданий, но и возведение новых. При этом, по сравнению с предше­ствующими столетиями, картина архитектурной жизни су­щественно меняется: заметно сокращается культовое строи­тельство, тогда как число гражданских построек увеличи­вается.

Городская буржуазия явно стремится закрепить свои успехи и утвердить значение города в жизни страны. И од­ним из наиболее надежных свидетельств его богатства и процветания становится ратуша. Вплоть до второй поло­вины XV века собрания цеховых объединений, заседания городских советов в большинстве городов Франции прохо­дили, как правило, в соборах, а казна и архив хранились в сторожевой башне, либо даже в простом доме, откупленном для этой цели муниципалитетом у кого-либо из жителей. Исключение составляли только северо-восточные и север­ные области, где крупные торговые центры, обладавшие большими политическими свободами, уже давно строили ра­туши. Теперь ратуши возводятся в различных городах Франции. Образцом для них был уже сложившийся тип подобных построек, предусматривавший два этажа с тор­говыми, складскими и канцелярскими помещениями внизу и большим, богато отделанным залом заседаний в верхнем этаже. Заботясь о красоте и представительности ратуши, отцы города, обсудив предварительно с архитекторами и план ее, и внешний облик до последних мелочей, не жа­лели средств на строительство.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства