Главная arrow Россия и Восток arrow Две разновременные группы росписей
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Две разновременные группы росписей

Печать

Тематика согдийского искусства не знает деления живописи на культовую и светскую. Культовые сцены входят в образ жизни знати и составляют неотъемлемую часть ее постоянных забот. Соответственно этому нет и особого стиля живописи специально зороастрийского, манихейского или иного. Но есть иконография отдельных божеств, как-то: Нана-Анахита — из пантеона местных и ирано-месопотамских божеств, Шива-Тримурти (пляшущий Шива) из пантеона Кушан.

Структура образов и строения формы в согдийском искусстве проходят два этапа. На первом этапе скульптура Согда сохраняет взращенную эллинизмом мягкую лепку и пластичность складок одежды; они свободно лежат по форме тела. На втором этапе элементы позднеантичной пластики вытесняются открытой декоративностью форм. Тот и другой этап отмечен скульптурной резьбой Варахши — рельефом из обожженной глины и резным штуком.

В живописи Пенджикента также отмечают по крайней мере две разновременные группы росписей. Более древняя — по глине с фигурами в сложных ракурсах и сильном движении, линии угловаты, сцены экспрессивны, свободны в композиции, не знают строгой симметрии, ритма фигур, геральдических схем (объект II). Более поздняя — роспись по алебастру. Относительно последней еще М. М. Дьяконов усмотрел определенный канон человеческого изображения: фронтальное изображение фигуры, сидящей чаще всего скрестив ноги. Пропорции фигуры в этой позе оказываются всегда строго одинаковы, независимо от масштаба.

Так же строго выдержаны оказываются пропорции для фигуры, сидящей на коленях с опорой на пятки, для фигур в рост, и для фигуры, сидящей на стуле (все отношения фиксируемых отрезков выражены здесь в простых кратных числах, как и пропорции головы, рук, ног, кистей со сжатыми и вытянутыми пальцами). Лица типизированы и приведены в соответствие с неким абсолютным идеалом красоты, сложившимся в среде феодальной знати. В росписях этой группы последовательно отвергнуты глубокое пространство, объем и светотень. Старательно избегаются ракурсы, и динамизм действия достигается за счет движения в неглубокой плоскости, вдоль переднего его края, по преимуществу; глубину замыкает глухой фон или поднятая стеной плоскость. Развития действия в глубину осуществляется как бы аппликацией или кулисами— одна над другой, что в конечном счете приводит, как и в Византии (а через нее позднее во всех связанных с ней странах христианского Востока, Балкан, Древней Руси) к построению сцен ярусами.

Все эти приемы строения формы в согдийской живописи можно рассматривать как основу стиля всего последующего развития средневекового изобразительного искусства в Мавераннахре. Здесь впервые сочетается вид спереди и сверху. Отвечая принципу действии, не развивающегося в глубину и как бы зажатого спереди и сзади невидимой стеной, вводится аксонометрия — условный наклон плоскости с параллельными сторонами без точек схода.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства