Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Эдвард Мунк – истинный последователь Гогена
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Эдвард Мунк – истинный последователь Гогена

Печать

Из современников Гогена только один художник был истинным его продолжателем — норвежец Эдвард Мунк, который воспринял от Гогена и символические элементы его искусства, и пластическую систему его гравюр, причем у него эти начала объединяются в одоо неразрывное целое. Художник много работал в гравюре, выполнив более семисот листов в офорте, литографии и ксилографии.

Наиболее традиционными были его листы в технике офорта, к которой он обратился прежде всего, но его литографии и гравюры на дереве представляют несравненно больший интерес. Для Мунка характерна близость приемов литографии с гравюрой на дереве. Он отказывается от тона, от растушевки, работает контрастами черного и белого, главное для гравера — ритмическая экспрессивность. Одна из первых его литографий — «Крик» (1895). Символический смысл гравюры выражен лишь ритмическим строем, который вошел в гравюру с работами Гогена. Не в деформированном, белом, в каком-то трагически пустом лице, помещенном в центре листа, выражается ужас и отчаяние, а в извилистых, мятущихся, вибрирующих линиях, словно воплощающих волны звука. Его литография «Влечение» (1896) также обнаруживает знание и понимание гогеновских гравюр и в черной массивности силуэтов, и в выразительности белых пятен-лиц, и в ритмическом единстве белых длинных линий.

Э.Мунк Крик. 1895

Однако ксилографии Мунка еще более выразительны: сам материал гравюры наполняет листы напряжением в каждой детали. Здесь все сведено к единой черной плоскости, из которой «выдвигают ся» на нас рваные, почти бесформенные белые пятна. Мы узнаем здесь гогеновские сложность ритма и оживление фактурой белых плоскостей; изобразительную нагрузку, как у Гогена, несет здесь именно белое. Гравер тонко чувствует возможности пластического синтеза каждой техники. Так офорт «Поцелуй» (1895) при всей экспрессивности и напряженности линий имеет обозначение места, фона. Когда же эта композиция решается художником в ксилографии (1902), все эти обстоятельства отбрасываются. Обе фигуры сведены к одному лапидарному силуэту. И очень характерно, как он, пользуясь здесь самой фактурой дерева, заставляет поверхность оттиска как бы вибрировать от экспрессии, пронизывающей и фигуры, и все пространство листа.

Во всех своих гравюрах, особенно в ксилографиях, Мунк все изобразительные средства подчиняет одной задаче: максимальной суггестивности, выражению открытой и действенной эмоции, несравненному преобладанию выразительного начала над изобразительным. И разумеется, у экспрессионистов были все основания считать Мунка своим прямым предшественником. Его творчество связывает два периода развития европейской гравюры — постимпрессионизм и экспрессионизм.

Среди ксилографии и литографий Эдварда Мунка немало цветных листов. Они не всегда принадлежат к лучшим его работам, но в них выразилась отчетливая тенденция развития европейской гравюры последних лет прошлого века — тяга к цвету, стремление обогатить цветом декоративные и экспрессивные качества гравюры.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства