Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Экспрессионисты увлекаются гравюрой

Печать

Многие мастера немецкой гравюры первой четверти 20 века в той или иной степени были связаны с экспрессионизмом, оказавшим большое влияние на весь ход дальнейшего развития искусства. В отличие от других направлений, возникших в искусстве Западной Европы в начале 20 века (прежде всего, во Франции), экспрессионизм, зародившийся еще в искусстве конца 19 столетия, был широким течением, охватившим самые различные области европейской культуры. Он включил в себя многие противоречивые тенденции эпохи. Наряду с элементами социальной критики в творчестве мастеров этого направления наблюдается уход в мир субъективных, подчас носящих болезненный характер, переживаний. Обращение многих экспрессионистов к религии, к экзотике первобытного искусства, интерес к жизни детей или душевнобольных связан с неприятием окружающей действительности. Попытки экспрессионистов выразить полный напряжения мир человеческих чувств и противопоставить его существующей реальности были ответной реакцией на духовный кризис буржуазного общества в конце 19 — начале 20 века. Необходимо было восстановить значительность, самоценность внутренней жизни человека, какой  бы дисгармоничной и трагичной она ни была. Поиски «новой выразительности», способной обнажить духовную жизнь человека до предела, близки некоторым представителям французского фовизма — Ж. Руо, М. Вламинку, но в искусстве экспрессионистов они более драматичны. Экспрессионисты обращаются к образам действительности. Но изображение окружающего мира для них — не цель, а средство для выражения напряженной духовной жизни человека. Большую роль в передаче этих повышенных, порой трагически- болезненных эмоций играет деформация, которая никогда еще до такой степени не возводилась в принцип.

Гравюра занимала важное место в творчестве художников экспрессионизма. Они искали активную, выразительную форму, использовали подчеркнуто обобщенные контуры, острые и угловатые линии, сводили до минимума детали. Динамичный штрих, повышенная контрастность черно-белых или цветных пятен, использование эффектов фактуры и особенностей штриха — эти черты излюбленной техники экспрессионистов. Наиболее яркое и цельное выражение художественная программа экспрессионизма получила в деятельности художников двух объединений: «Мост» (1905 — 1913) и «Синий всадник» (1911 — 1914).

М.Пехштейн Стадо. 1919· Из серый «Деревня» , искусство, экспрессионизм

В 1905 году в Дрездене была организована первая выставка группы «Мост». Ядро группы составили молодые художники Э.-Л. Кирхнер, А. Макке, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, М. Пехштейн. Многие из них начинали свою деятельность как архитекторы. К ним присоединились и достаточно уже опытный живописец и гравер Э. Нольде, а несколько позже — Л. Фейнингер и О. Мюллер.

При всей общности взглядов и художественных принципов ведущие мастера экспрессионизма, входившие в объединение «Мост», были, каждый в отдельности, художниками большой индивидуальности и таланта. Эрнст Людвиг Кирхнер, один из основателей объединения «Мост», считал гравюру на дереве самой графичной из всех техник, хотя работал также в литографии и офорте. На его творчество большое воздействие оказали ксилографии Поля Гогена — упрощенная выразительность и символика цвета его листов, а также гравюра на дереве Эдварда Мунка, с характерной для него экспрессивной передачей состояния потрясенной человеческой души. К числу лучших ксилографии Кирхнера относятся портреты франкфуртского мецената Людвига Шамеса, архитектора Ван де Вельде (существуют два варианта портрета), Мартина Шмидта («Пастух»), Флориана Шлехера («Старый крестьянин»), выполненные в 1917 — 1919 годах.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства