Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Елизавета Сергеевна Крутикова
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Загородный отдых Екатеринбург аренда посуточно коттеджи в Екатеринбурге.

Елизавета Сергеевна Крутикова

Печать

Очень серьезно и много занималась гравюрой на металле Елизавета Сергеевна Крутикова. В 1895 году она организовала в Париже свою офортную мастерскую. На протяжении почти двадцати лет эта мастерская была русским художественным центром гравюры во Франции и своего рода школой, где художники могли травить доски, делать первые оттиски. Именно здесь, в Париже, появились первые офорты Вадима Дмитриевича Фалилеева, Матвея Алексеевича Доброва, Константина Евтихиевича Костенко и других.

Сама Крутикова много экспериментировала, особенно в цветной печати. Она вошла в историю гравюры прежде всего как мастер монотипии. Техника эта предполагает получение только одного оттиска. Отпечаток делается с металлической доски, на гладкую поверхность которой изображение наносится тонким слоем масляных красок. Монотипия привлекла Крутикову возможностью сочетания матовых оттенков масляных красок с белым цветом и фактурой бумаги.

Елизавета Крутикова, Танго в Луна-парке. 1914

Монотипии Крутиковой отличаются сочностью и глубиной тонов и особой бархатистостью 1901 оттенков. Длительная жизнь в Париже наложила определенный «французский» отпечаток на ее искусство. Это сказывается не только в выборе чисто французских мотивов, но главным образом в известной нервности образов, особенно в таких монотипиях, как «Танго в Луна-парке» (1914) или «Ателье» (1914). Чувство неустойчивости мира дик тует художнице определенное ритмическое и цветовое решение: холодные зеленоватые тона «Танго» создают настроение тревоги, а сами фигуры, движущиеся в угловатом ритме танца, наделены  гротескными чертами. Эта острота видения и острота самого художественного метода, проявляющаяся в утрировании жестов, в неожиданных цветовых сопоставлениях, возможно, навеяна искусством Тулуз-Лотрека и других французских художников конца 19 века.

Елизавета Крутикова, Ателье. 1914

Поиски новых форм во всех областях искусства, направление этих поисков было явлением общеевропейским. Однако в русском искусстве этих лет было одно существенное отличие от западного. В русском искусстве ярко и явно звучит тема родины, тема России, на которую возлагались надежды и восхищение которой проходит через творчество почти всех поэтов, писателей, художников, каких бы формальных течений они ни придерживались.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства