Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Феодальные замки в гражданском зодчестве
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Феодальные замки в гражданском зодчестве

Печать

И если культовая архитектура почти целиком подчиня­лась традиции, то в гражданском зодчестве, пользовавшем­ся теми же конструктивными приемами и декоративными формами, но более свободном от умозрительных канонов, пробивается свежая струя. Подчинявшиеся каждый раз но­вым условиям — от рельефа и формы строительной пло­щадки до социального положения, вкусов и требований владельцев — жилой дом, особняк, замок возводились по более стихийным планам и приобретали большую живопис­ность за счет разнообразной компоновки частей.

Частные дома купцов и крупных ремесленников, составлявшие основную массу городской застройки, чаще всего следовали уже сложившейся системе: узкий уличный фа­сад в два-три окна, лавка или мастерская хозяина в первом этаже, за ней кухня с выходом во двор, винтовая лестница во второй этаж, а в нем парадное помещение — гостиная и столовая одновременно; в верхних этажах находились жи­лые комнаты. Стены и потолок обшивались деревянными панелями, нередко резными. Тепло давал большой камин, дым из него уходил по дымоходам, заканчивающимся сто­яками труб, которые для лучшего отхода дыма выводились очень высокими. Крутые скаты кровель, снабженные к то­му же специальными водосбросами, не задерживали дождя и снега. Строили такие дома из камня или дерева, а часто из того и другого материала сразу, причем цокольный ка­менный этаж держал конструкцию из вертикальных и го­ризонтальных деревянных брусьев, пространство между которыми заполнялось кирпичом или каменной кладкой на глиняном растворе. Этих, так называемых фахверко­вых построек немало сохранилось по старинным городам Франции. 


Что касается феодальных замков, то и здесь единообра­зие функций — как оборонительных, так и сословных — приводит к стандартизации отдельных компонентов, но отнюдь не целого. У каждого замка — своеобразный облик. Долгое время феодальное жилище, отвечая прежде всего требованиям защиты, сохраняло мощь и простоту роман­ских форм. Внутри — обширные, но малоуютные полутем­ные залы со сводчатыми потолками, щелевидными окнами, крутые винтовые лестницы, где трудно разойтись двоим. Могучие башни, прорезанные узкими окнами-бойницами, высокие и толстые стены, порой даже двойные, предохра­няющие от приступов и подкопов. Широкие рвы, окружаю­щие стены со всех сторон. Замок-крепость гордо царил над окрестностями, возвещая о силе и могуществе его владельца.

В конце XIV — начале XV века замки еще сохраняют свое военное значение. Глухие стены и башни древнего замка Пьерфон, перестроенного в период с 1390 по 1420 год братом короля Карла IV герцогом Орлеанским, обра­зуют неприступный замкнутый монолит с двумя входами, ведущими во внутренний двор в форме неправильной тра­пеции; главные ворота контролируются башней с особо толстыми стенами, к которой примыкает квадратный в пла­не донжон, где и находились жилые помещения. Замок Пьерфон5. Замок Пьерфон. 1390—1420

Боевой характер сохранил и замок Рамбюр, находящийся на северо-западе страны, в Пикардии. Его круглые башни, как насторожившиеся бойцы, тесно сгрудились, образуя мощный массив. Четыре угловые угрожающе выдвинулись вперед, прикрывая собой остальные. Каменная белая лента машикулей опоясывает верх здания, контрастируя с кир­пичной кладкой стен, а над ними вздымается пучок островерхих двухъярусных кровель и стояков труб. Ин­терьеры нижнего этажа — караульня, столовая, — перекры­тые стрельчатыми сводами, суровы и сумрачны. Во время Столетней войны замок несколько раз переходил из рук в руки, укрывая за своими стенами то французов, то анг­личан.

Последнее обновление ( 25.01.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства