Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Французские работы и итальянское кватроченто
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Французские работы и итальянское кватроченто

Печать

Сравнительно с половодьем произведений итальянского кватроченто французских работ XV века сохранилось не­много. В какой-то мере скудость музейных коллекций вос­полняют архивные документы, свидетельства современни­ков, из чего мы узнаем о существовании библиотек, состав­ленных из сотен рукописных книг, украшенных миниатю­рами, о значительных собраниях шпалер, ювелирных изделий.

За редким исключением, вещи, обозначенные в имуще­ственных описях или других бумагах, до нас не дошли. Но даже само количество упоминаний убедительно говорит об интенсивности художественной жизни. За монотонными инвентарными перечнями можно почувствовать пристра­стия заказчиков, проследить сферы применения таланта и труда мастеров; запись в церковно-приходской книге или скрупулезный денежный счет позволяют восстановить кон­кретные детали человеческих судеб. Ведь художник, как и в предшествующую эпоху, оставался всего лишь ремеслен­ником, вне зависимости от меры одаренности. Рядовой скульптор, живописец, миниатюрист чаще всего работали в мастерской под руководством более крупного и опытного художника, но труд обоих был одинаково безымянным. Да­же самые прославленные мастера, охотно приглашаемые ко дворам королей и знати, не подписывали свои произведения. И если единичные картины, рукописи и скульптуры связаны с определенными именами, то только благодаря либо упо­минанию кого-нибудь из современников, либо счастливо найденному договору или счету.

Не лишено вероятности, что среди неизвестных работ, принадлежащих различным музеям мира и частным собра­ниям, скрываются французские произведения, еще ждущие своего исследователя. Их определение затруднено не только отсутствием документации. В эпоху феодальной раздроб­ленности и всего лишь первых попыток территориального объединения страны, когда предпосылки для создания на­ции еще только возникали, а государственные границы бы­ли довольно зыбкими, существовало множество местных школ, которые, особенно в окраинных областях юга или севера, в своих духовных связях порой больше тяготели к соседним территориям — Испании, Италии, Нидерлан­дам, — чем к центру Франции. Неудивительно поэтому, что при определении национальной принадлежности какого-либо безымянного памятника, родившегося в такой среде, специалист XX века может встать в тупик.

О скульптуре можно судить главным образом по сохранившимся в большом количестве архитектурным памятникам, поскольку соборы и капеллы, ратуши и замки, богатые жилые дома часто украшались насыщенным скульптурным убором.

Рукописную книгу спас никогда не умиравший коллекционерский интерес: на протяжении XVI—XX веков всегда находились любители, в руках которых скапливались разнообразные по времени и происхождению манускрипты. Сейчас основная их часть сосредоточена в крупнейших книгохранилищах мира. Судьба витражей и памятников прикладного искусства сложилась печальнее: одни не устояли перед разрушающим действием времени; причиной уязви­мости других стала драгоценность материала и смена мод.

Но и это, пусть не столь многочисленное наследие, убеж­дает в том, что в искусстве Франции наступила новая эпо­ха — эпоха Возрождения. Чтобы лучше понять сущность происходящих во французском искусстве XV—XVI веков процессов, попытаемся оживить в памяти предшествующую эпоху, где зарождалось то новое, что получило жизнь и определило собой искусство французского Возрождения.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства