Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Французские витражисты и в XVI веке создают превосходные работы
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Французские витражисты и в XVI веке создают превосходные работы

Печать

Забегая вперед, можно сказать, что французские витражисты и в XVI веке создают превосходные работы, вызывавшие общее признание. Даже папа Юлий II, задумав украсить одну из капелл цветными стеклами, пригласил для этого в Рим француза. Но процесс усиления картин­ного, живописного начала в трактовке изображений неук­лонно возрастает, вступая в противоречие с самой специ­фикой витража — большой цветовой плоскостью, пропу­скающей свет. Изображение все больше насыщается под­робностями — тут и пейзажные и архитектурные фоны, подчиненные перспективному сокращению, и предметы об­становки; в сцены включается все большее число персона­жей. Все чаще витражист обращается к кисти, чтобы нанести на цветное стекло дополнительные оттенки цвета.

Эволюционировало и искусство шпалеры. Хотя XV век усилиями ковроткаческих мастеров Турне, Арраса, Обюс-сона, а также бродячих ткачей создавал весьма многочис­ленные изображения на религиозные темы, — постепенно перевес переходил к светским сюжетам, в частности к сце­нам придворной жизни. Шпалеры конца XV столетия от­личает большая убедительность в передаче поз и движений: во множестве деталей, рассыпанных по полю ковра, раскры­вается жадная наблюдательность художников этого вре­мени. Стремление более реально мотивировать происходя­щее заставляет мастеров в коврах, где показывается сразу целая цепь событий, отделять один эпизод от другого архи­тектурными обрамлениями. Вместе с тем XV век далек от того, чтобы превратить ковер в полное подобие живопис­ных произведений.

Шпалера из серии «Дама с единорогом». Шпалера из серии «Дама с единорогом». Ок. 1500

Один из шедевров шпалерного искусства, замыкающих XV век, — пленительная серия «Дама с единорогом», со­стоящая из шести ковров. Она принадлежит к типу «Тысячи цветов»; красные фоны шпалер усеяны цве­тами и растениями, сливающимися в кружевной узор. На них хрупкая фигурка дамы в нарядном тяжелом платье выступает иногда в сопровождении служанки и всегда — льва и единорога; в травах притаились забавные кролики, собаки, обезьянки... Празднично звучат немногочисленные краски — белые, синие, красные, — радостный аккорд кото­рых в сочетании с музыкальным ритмом линий несет в себе лирическое одухотворенное начало.

Тайна окутывает происхождение этих шпалер, найден­ных в середине прошлого века в ратуше города Буссак. Не­известно место их изготовления, неизвестны имена мастера, заказчика. Немало сил положено на расшифровку содержа­ния, но и здесь приходится довольствоваться только пред­положениями. Олицетворяет ли дама, нюхающая розу, «Весну», а музицирующая—«Гармонию» или все они — аллегории человеческих чувств? Лев и единорог — симво­лы власти и девственной чистоты или также геральдические животные, входившие в герб заказчика? Трудно ответить на эти вопросы со всей определенностью. Несомненно, одна­ко, что эта загадочность даже усиливает поэтичность сцен.

Композиционным строем, цветовым решением, трактов­кой фонов эта серия ближе к средневековью, но каждое изо­бражение в отдельности  полно  жизни:   позы животных выразительны, кажутся индивидуальными, тела их объем­ны, упруги; можно назвать каждый цветок, тип тканей, кстати уже не скрывающих фигуры, а облегающих и под­чиняющих движение своих складок жестам и позам.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства