Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Французский художник XV века Жан Фуке
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Французский художник XV века Жан Фуке

Печать

Здесь, в городе Туре — столице живописной Турени — родился крупнейший французский художник XV века Жан Фуке. Итальянский архитектор и скульптор Антонио Авер-лино в своем трактате, написанном в 1461 —1465 годах для Франческо I Сфорца, говоря о художниках к северу от Альп, выделяет Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и еще Жана Фуке — «...хорошего мастера, особенно в созда­нии портретов с натуры...» Его портрет папы Евгения IV, к сожалению не сохранившийся, приводил современников в восхищение. Но и то, что мы знаем — его живописные портреты, подготовительные рисунки к ним, а кроме того, иллюминированные им рукописи, — свидетельствует о Жане Фуке как о мастере самобытном, глубоком и многогранном.

Нам известно о нем больше, чем о ком либо из его совре­менников: сохранились упоминания современников, несколь­ко документов, проливающих свет на некоторые периоды его жизни; существует портрет художника, сделанный в технике эмали и, возможно, даже по его собственному ри­сунку (илл. 40). Все же многое в жизни Фуке неясно. Лишь приблизительно определяется дата его рождения—1415— 1425 годы; время запутало вопрос с авторством ряда его произведений; затерялась дата его смерти. Но самая серь­езная лакуна — ранний период его формирования: сведений о том, где и у кого он учился, нет.

Как у большинства современников, художественная ма­нера Фуке складывалась под сильным влиянием фран­цузской скульптуры и миниатюры. Первая была повсюду —

Здесь, в городе Туре — столице живописной Турени — родился крупнейший французский художник XV века Жан Фуке. Итальянский архитектор и скульптор Антонио Авер-лино в своем трактате, написанном в 1461 —1465 годах для Франческо I Сфорца, говоря о художниках к северу от Альп, выделяет Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и еще Жана Фуке — «...хорошего мастера, особенно в созда­нии портретов с натуры...» Его портрет папы Евгения IV, к сожалению не сохранившийся, приводил современников в восхищение. Но и то, что мы знаем — его живописные портреты, подготовительные рисунки к ним, а кроме того, иллюминированные им рукописи, — свидетельствует о Жане Фуке как о мастере самобытном, глубоком и многогранном.

 на стенах зданий, снаружи и внутри соборов, исподволь приучая глаз художника к пластическому восприятию форм. Что касается миниатюры, то, как подсказывает анализ про­изведений Фуке, знакомство с ней художника состоялось в годы его учения в Париже, с его традициями оформления книги и культурой рисунка. Соединением графического и скульптурного начал Фуке близок Картону, с той, правда, разницей, что у него объемы проработаны тщательнее и мягче, а рисунок отличается большей простотой и спокой­ствием. Знакомство с нидерландским искусством и посеще­ние Италии обогатило его манеру, но не поколебало ее на­циональных основ. Художника не увлекла северная скрупу­лезность в трактовке форм, которая у него обладает боль­шей обобщенностью, что объясняется также и воздействием миниатюры, которая, чтобы быть четкой, должна быть прежде всего обобщенной. Фактуру меха или бархата, раз­воды мрамора или тускловатое мерцание жемчуга он ими­тирует ровно настолько, чтобы их можно было различить, но никогда не впадает при этом в иллюзорность.

Присущее Фуке чувство монументальности позволило ему глубоко понять мощную архитектонику размеренных ком­позиций и рассчитанность ритмов в работах Учелло и Пьеро делла Франческа. Фуке чутко улавливает в пейзаже, кото­рый появляется у него только в миниатюрах и никогда в станковой живописи, главное — конструктивное начало, по­следовательное чередование планов. Его пейзаж не бывает так богато насыщен предметами, так обжит, как у нидер­ландских художников, он лаконичнее и монументальнее. Построение пространства в живописи Фуке предполагает непрерывное развитие от переднего плана вглубь с постепен­ным перспективным сокращением предметов, причем это сокращение передается не столько по законам математиче­ской непреложности, как у итальянцев, сколько на основе чувственно-зрительных впечатлений. В то же время в ин­терьерах Фуке не отступает от линейной перспективы.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства