Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Французское искусство сохраняет свою самобытность
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Французское искусство сохраняет свою самобытность

Печать

Несмотря на тесные контакты с нидерландским искус­ством, французское искусство сохраняет свою самобытность. Сходство — еще не тождество.

Собственно говоря, еще и в более ранние эпохи фран­цузские мастера создавали искусство такого рода, которое, не впадая в напыщенность, находило возвышенное в самых простых вещах и всегда сохраняло определенную трезвость. Французский художник XV века настороженно встречает всякую чрезмерность и перегруженность. Воспроизводя с  высоким  мастерством  фактуру  разных  предметов, он удержится от обманывающей глаз иллюзорности, в изобра­жении интерьера обойдется необходимым минимумом пред­метов, а в облике природы предпочтет перенаселенности обжитый простор. «Сочиненный», многословный пейзаж, любимый нидерландцем, как бы вкладывающим в него калейдоскоп впечатлений, полученных от дальних путешест­вий или от рассказов тех, кто по деловым нуждам пересекал чужие земли и моря, — французу менее свойствен. Он больше обращает внимание на родную землю, проникается настроением окружающей природы, постигает особенности ее характера и порой даже вкрапливает в свои работы изображения конкретных мест. Быть может, в этой его привязанности к французскому пейзажу сказалось и чув­ство национального самосознания, окрепшего в годы за­щиты и освобождения страны от врага.

В середине XV века, как и прежде, изменения мироощу­щения полнее и последовательнее, чем в других видах ис­кусства, выражались в живописи и миниатюре. По-прежнему существуют отдельные центры, в произведениях которых прослеживаются местные особенности.

С утратой Парижем его ведущего положения усилилась роль других областей — прежде всего Центра и Юга, где даже в разгаре войны сохранялись условия для творчества художников.

Первым выступает Юг. Еще в XIV веке Прованс играл видную роль в культуре страны. С пленением пап Авиньон стал на некоторое время центром католического мира. Стро­ительство и украшение папского дворца соединили здесь усилия парижских, каталонских и итальянских художников. Присутствие многочисленных сиенских мастеров и особенно деятельность крупнейшего представителя сиенской школы Симоне Мартини сделали Авиньон очагом распространения итальянских влияний. С отъездом пап, к 1400 году искус­ство Прованса оказалось в упадке. Но уже к концу первой четверти XV века началось оживление: утвердился престиж местных художников, богатые торговые города выдвинули новых заказчиков — преуспевающих буржуа, корпорации купцов.

В середине века здесь было создано несколько живопис­ных произведений, отличающихся большой монументаль­ностью, напряженным, но сдержанным и суровым чувством. Всем им свойственна скульптурная трактовка обобщенных и довольно жестко ограничиваемых объемов, в чем сказыва­лось не только влияние пластики, но и своеобразие южного освещения, поглощающего детали и подчеркивающего гра­ницы плоскостей. Поверхности тканей, тел, предметов воспроизводятся достаточно осязаемо, но интерес к деталям умерен, он подчинен общему лаконизму стиля.

Самое раннее из этих произведений — так называемый «Алтарь из Экса», выполненный неизвестным художником в 1442 году для капеллы суконщика Корпичи в Эксской церкви Сен-Совер и несущий на себе печать воздействия Ван Эйка и Кампена.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства