Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Главный художественный центр
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Главный художественный центр

Печать

В 16 веке главным художественным центром страны становится Рим. Около 1510 года в Риме начинает работать Маркантонио Раймонди, приобретший быстрый успех и славу первого итальянского гравера. Раймонди родился в Болонье, городе, знаменитом своей ученостью, и получил здесь основы гуманистического образования, потерявшего, однако, к концу 15 века свежесть мысли, характерную для кватроченто. В Болонье Раймонди учился у Франческо Франча — золотых дел мастера и искусного ниеллиста. От него он унаследовал старую манеру гравирования, идущую от мастеров Флоренции и Северной Италии. В ранней гравюре Раймонди «Орфей и Эвридика» светлые фигуры ясно отграничены от заштрихованного фона твердым контуром; мягкие неперекрещивающиеся штриховки слегка моделируют формы. Но получив от старых мастеров приемы гравюрной техники, Раймонди не мог проникнуть в глубину и величие образного строя их произведений и долго оставался в пределах поэтики ниелло. Сами сюжеты его последующих гравюр, таких, как «Суд Па- риса», «Приам и Тисба», свидетельствуют о падении героической темы, высоко поднятой в искусстве 15 века.

Особая чуткость гравюры ко всем настроениям искусства эпохи в творчестве Раймонди обернулась своей отрицательной стороной. Художник пристально изучал великие образцы: картон Микеланджело «Битва при Кашине», гравюры Дюрера и Луки Лейденского, рисунки Рафаэля. Каждый из них оставил свой след в его мастерстве. Отдельные заимствованные мотивы молодой художник искусно соединял в единое целое. Раймонди создавал произведения, безупречные по технике, но обнаруживающие в их авторе черты начетчика от искусства.

В ранней гравюре мастера «Венера, Марс и Амур» (1508) черты эклектики особенно заметны, хотя и завуалированы превосходной композицией, естественно соединяющей разнородные мотивы: фигура Марса заимствована из античной скульптуры (Раймонди использовал в ней знаменитый Бельведерский торс), замок на заднем плане взят у Дюрера, высокий пень с голой веткой — из произведений школы Мантеньи. Новое, что отличает лист Раймонди, — это переход от характерной для 15 века гравюры-рисунка к награвированной картине, положившей начало репродукционной технике гравюры, которая впоследствии широко распространится по всей Европе. Новые цели продиктовали коренное изменение системы гравирования, принятой как во Флоренции, так и в Венеции. У Раймонди линии закругляются, стремясь идти по форме; чтобы углубить тени, он начинает перекрещивать штрихи, чем кладет начало манере, противоположной той, которую изобрел Поллайоло, утвердил Мантенья и на протяжении трех веков развивала Венеция.

Лукреция
Лукреция

Любовный сюжет с чуть заметным налетом воздействия рыцарских романов, какой-то особый отзвук придворного стиля не могли не понравиться папе Льву X, сыну Лоренцо Медичи, унаследовавшему от отца склонность к изящной и жизнерадостной жизни и не слишком вникавшему в серьезные политические проблемы. При дворе Льва X Раймонди встретился с Рафаэлем, и эта встреча имела кардинальное значение для творческого роста художника. Рафаэль обычно давал Раймонди наброски, которые он, самостоятельно перерабатывая, добавляя рисунок, претворял в законченные произведения. Одной из лучших гравюр Раймонди с рисунков Рафаэля заслуженно считается «Лукреция». По рассказу Вазари, она привела в восторг великого мастера из Урбино. Контур у гравера легкий, деликатный, лист решен в нежных серых тонах, и даже в наиболее темных местах Раймонди сохраняет прозрачность параллельной штриховки. Тонкие ритмы объединяют фигуру Лукреции с архитектурным мотивом фона: она удачно вписана в пролет арки, изгиб которой повторяет ее голова, склоненная к плечу. С глубоким и искренним чувством передает Раймонди широкий жест отчаяния и по контрасту с ним погасшее лицо Лукреции с закрытыми глазами.

Последнее обновление ( 25.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства