Главная arrow Виды искусств arrow Готический стиль в архитектуре
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы
Веб заявка на получение кредита 1kreditburo.ru.

Готический стиль в архитектуре

Печать

Готический стиль был господствующим стилем во Франции свыше трех веков и прошла три этапа развития — ранний, высокий и поздний. На их протяжении почти все храмы в стиле готики неоднократно перестраивались, в результате достигнув такой цельности, когда даже недостроенные башни воспринимаются как завершенные.

 

Ранним стилем готики принято называть «новую французскую манеру» на стадии становления — в 1137-1240 гг. Представление о тогдашних особенностях стиля дает собор Нотр-Дам в Шартре, сохранивший тяжелую романскую стену с преобладанием в ее членении горизонтали, романский полуциркульный силуэт аркад и оконных проемов. Башни собора не имеют никакого сходства с хрупкими кружевными готическими башнями. Окно состоит из нескольких маленьких круглых проемов с витражами, напоминая скорее скромную незабудку, нежели роскошную розу.

 

Название высокая, или лучистая, готика получила по форме каменных перемычек в окне-розе, лучами расходящихся от центра. Эта парижская традиция сложилась в аббатстве Сен-Дени и длилась с 1240 по 1350 г. Помимо узора в окне-розе признаками лучистого стиля стали глубокие перспективные порталы и венец капелл вокруг апсиды. Капеллы, отделенные от алтаря коридором обхода, были возведены по распоряжению короля Людовика IX Святого для различных гильдий ремесленников, чтобы они, собираясь в храме, могли обсуждать свои профессиональные дела, но не мешать при этом службе в алтаре. Подобная конструкция восточной зоны храма стала классической для любой христианской базилики.

 

Поздний стиль готики XIV —XV вв. характеризовался чрезмерной декоративностью. Это и избыток скульптурных украшений, и спиралью закрученные фигурные шпили, уподобленные языкам пламени, и сложный рисунок перемычек в окне-розе, словно распахивающей все свои роскошные лепестки. Ярким образцом стиля является собор Нотр-Дам в Руане. Его стены, будто изморозью, покрыты невероятным количеством стрельчатых арок, кружевных вимпергов, кокетливо изогнутых статуй с откинутым назад корпусом и выставленным вперед животом.

 

Готика стала активно проникать в другие европейские страны на втором этапе своего развития. Особенно быстро лучистый стиль прижился в Германии, которая в то время переживала период распада империи на самостоятельные княжества. В силу этого практически каждый немецкий готический храм, имея общие для всех признаки — стрельчатые арки и нервюры, несет в себе оригинальные черты.

 

Наиболее классическое воплощение лучистый стиль получил в кафедральном соборе Санкт-Петер в Кёльне (XIII —XIV вв.). Это базилика с пятью нефами, сильно выступающим трансептом, хором, коридором обхода, венцом капелл, огромными стрельчатыми окнами, контрфорсами и аркбутанами. Вместе с тем не возникает сомнений в том, что собор построен немецкими зодчими, которые, ощутив в готике беспокойный, мятущийся дух, усиливали ее экспрессию за счет резких контрастов в архитектуре и декоре. Контраст в конструкции — это нарочитый, в два с половиной раза, перепад высот между средним и боковыми нефами, обусловивший контраст и в их освещении, а также разный уровень нефов и хора. Контраст в наружном декоре — это мелкие стрельчатые арки, пущенные по контрфорсам на фасаде «вперебежку», и повторяющие их силуэт стрельчатые порталы и окна, нарастающие вверх по объему. Национальное своеобразие сказалось также в замене окна-розы огромным стрельчатым окном и в сильном преувеличении чувств, которые выражают лица и позы святых на порталах.

 

Для немецкой готики характерен так называемый зальный тип церкви стремя нефами одинаковой длины, ширины и высоты. Так построена Фрауенкирхе в Нюрнберге (XIII —XIV вв.) — прямоугольная в плане церковь с одной узкой апсидой, напоминающей по форме утюг и почти равной по длине пространству центрального нефа.

 

В Англии вариантом лучистого стиля, который там называют перпендикулярным стилем, стал собор Вестминстерского аббатства в Лондоне (XIII —XIV вв.). «Французская манера» предполагала определенный набор архитектурных элементов: три нефа, сильно выступающий трансепт, хор, коридор обхода, венец капелл, контрфорсы и аркбутаны. Однако пристрастие английских архитекторов и строителей той поры к тонким изящным колоннам вокруг опор центрального нефа, к обилию лепных украшений и орнаментальной резьбе, к использованию дополнительных ребер в своде центрального нефа наделило храм знаковым отличием. Добавление нервюр, расходящихся веером от очень тонких опор центрального нефа, создало особый зонтичный свод. В капелле Богоматери прихотливая резьба буквально оплетает стены, верхний ряд окон, переходя в ребристый готический свод удивительной сложности. Такой свод обеспечивает почти одинаковую высоту главного и боковых нефов, из-за чего распор переносится на мощные внешние контрфорсы, «прижатые» к стене и не требующие аркбутанов.

 

Совсем просто и даже скупо оформлен фасад собора Вестминстерского аббатства, украшенный лишь рельефными тонкими полосками, пересекающимися под прямым углом, да таким же узором перемычек в стрельчатых окнах, откуда, собственно, и возникло название перпендикулярного стиля.

Характерной деталью английской готики является гигантская башня над местом пересечения нефа и трансепта, которая доминирует над сельской округой. К слову, именно преобладание в Англии сельских земель над тесно застроенными городскими обусловило и растянутые западные фасады, и невероятно длинный центральный неф, и далеко вынесенные трансепты, настолько широкие, что их делили колоннами на нефы.

 

История лучистого стиля в Испании ограничивается кафедральным собором в Толедо (XIII —XIV вв.), который, однако, дает исчерпывающее представление об особенностях стиля готики в этом регионе. Поскольку все соборы готического стиля в Испании строились на месте арабо-мусульманских мечетей, пространство которых разворачивалось вглубь и вширь, собор в Толедо отличают значительная ширина, равные по высоте нефы, едва обозначенный трансепт, небольшие окна и асимметричные башни при входе.

 

Выделение внутри храма замкнутого пространства хора, занимавшего почти весь центральный неф и отгороженного с трех сторон высокой стеной, служит несколько нарочитым намеком на могущество испанской католической церкви, возглавившей Реконкисту (освободительное движение против мавров). Стенки и столбы хора плотно покрывает мелкий скульптурный орнамент, получивший название платерёсн (от исп. platero —ювелирный) за сходство с ювелирным изделием, напоминающим кружево. Восточную зону храма за алтарем украшает высокая стенка — ретабло, напоминающая русский иконостас. Она состоит из ниш, обрамленных башенками, стилизованными цветами, растительными отростками, в которые изящно вмонтированы раскрашенные, вызолоченные статуи, и все это хрупкое скульптурное великолепие подобно свисающим сталактитам.

 

Надо отметить, что в готических соборах Испании сохранилась традиция выделять пространство перед алтарем нарядными многолопастными арками и тонким каменным узором на потолке наподобие того, как оно выделялось в мечетях перед молитвенной нишей.

 

В Италии неприятие французских идей было настолько устойчивым, что, когда стиль готики появился на итальянской почве в связи с так называемым авиньонским пленением пап, его лишили и присущей ему безудержной динамики, и космических масштабов.

 

Итальянские зодчие почти не использовали аркбутаны, возводя высокие двухэтажные церкви с большой аркадой и небольшими, часто круглыми окнами, как в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (XIV в.) Благодаря слегка заостренным аркам, опирающимся на массивные, редко поставленные столбы, внутренность собора представляет собой свободное, залитое светом пространство с выделением горизонтали, свойственной античным строениям. Еще более ощутим дух античности в оформлении фасада. Его создают мощная горизонталь антаблемента, разделяющая стену на две зоны, и треугольный фронтон, заимствованный от больших базилик Рима. Но сильнее всего роднит собор с Античностью использование во внешней декорации фасада типичного еще для Древнего Рима инкрустационного стиля, признаком которого был узор, выложенный из разноцветных кусочков мрамора на плоскости стены. На фасаде Санта-Мария Новелла узор акцентирует горизонталь, воспроизводя цепочку арочных проемов, метопы дорического ордера, волюты, сцепляющие верхний и нижний объемы.

 

На последнем этапе своего развития готический стиль окончательно утвердился как интернациональный стиль, став символом христианской монархии. Будучи стилем иллюзии, внешнего впечатления, готика предоставила христианской церкви уникальные возможности для утверждения своего могущества. И стихия радужного мерцания витражей, и экзальтированный излом статуй, и отрешенное звучание григорианского хорала под кружевным переплетением нервюр, и сияние свечей, и блеск золота — все было нацелено на доведение верующих до состояния религиозного экстаза. Казалось, что церковь «корабль» действительно плывет, укачивая их и унося к иным берегам.

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства