Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Гравер Джулио Кампаньола
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравер Джулио Кампаньола

Печать

Гравер Джулио Кампаньола, не зная никакой другой техники, кроме резца, как и Якопо ди Барбари, пытался в пределах резцовой гравюры получить мягкие переходы тонального слияния фигуры с пейзажем — эффект, который в живописи был достигнут в искусстве Джорджоне. На пороге решения этой задачи Кампаньола изобрел новую оригинальную технику, соединив утвердившийся в итальянской гравюре контурный рисунок с множеством рассыпанных внутри него резцовых точек. В зависимости от густоты этих россыпей Кампаньола получал различные тональности, достигая тонких переходов светотени и мягкой слитности форм. Три его гравюры — «Иоанн Креститель», «Молодой пастух», «Христос и самаритянка» (1510) демонстрируют новые приемы. Наименее удачна самая прославленная из них — «Иоанн Креститель» (техника ее исполнения неправильно названа «первым пунктиром», так как пунктир представляет собой разновидность офорта, изобретенного позже). Резкими штрихами обозначены сухожилия иссушенного тела Иоанна, столь же резки жесткие контуры складок его одежды. Рассыпанные между контурами точки не связаны с ними, а жесткая, сухая фигура излишне резко контрастирует с живописным пейзажем.

Два оттиска гравюры «Молодой пастух» (после 1510) показывают ее последовательные состояния, обнаруживая метод работы художника. Сначала была создана линеарная основа, более тонкая и нежная, чем в «Иоанне Крестителе», затем она была густо «засыпана» точками, настолько густо, что это второе состояние гравюры изобилует чернотами, живописно противопоставленными светлым местам. Исполненный точками трепетный штрих теряется в густой тени, и образ пастушка в пейзаже приобретает живописный характер ценой утраты существенных черт гравюры.

Христос и самаритянка
Христос и самаритянка

Самая удачная и самая венецианская по духу и по исполнению гравюра Джулио Кампаньола «Христос и самаритянка» хранит следы воздействия поэтического творчества Джорджоне. Чистые линии рисунка очерчивают пейзаж с характерной венецианской архитектурой, отраженной в зеркале вод. Они легко соединяются с тонкой штриховкой берега и фигур первого плана, с точками, умеренно рассыпанными по рисунку. Контуры колодца на первом плане и сосуда в руках у женщины находят отклик в контурных линиях далекой архитектуры на острове. Специфика гравюры обнажена и предстает в прозрачной ясности и легкой светотени.

Отдельные удачные пробы, подобные достижениям Джулио Кампаньола, не снимали необходимости дальнейших поисков иных средств создания свободного живописного стиля в гравюре. Эта задача была своеобразно поставлена в кругу Тициана. К ее решению были привлечены и живописцы, и рисовальщики, и граверы. Сам Тициан, по-видимому, интересовался гравюрой на дереве больше, чем гравюрой на меди, возможно потому, что гравюра на дереве уже в самых ранних своих проявлениях могла давать живописные эффекты (пятна, мягкий штрих), в то время, как гравюра на меди придерживалась линеарного строя. Во всяком случае, в кругу Тициана получила большее распространение именно ксилография. Вазари называет только одну гравюру, в работе над которой Тициан принимал непосредственное участие: ксилографию «Триумф веры». Эту монументальную композицию на пяти больших листах Вазари датирует 1508 годом, вероятно, она исполнена именно в это десятилетие.

Последнее обновление ( 25.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства