Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюры акватинты

Печать

В технике акватинты наиболее эффективным оказался классический способ цветного печатания с нескольких досок. Блестящий период развития цветной гравюры акватинты связан с деятельностью трех граверов: Ж.-Ф. Жанине, Л.-Ф. Дебюкура и Ш.-М. Декурти.

Жан Франсуа Жанине первый применил цветную печать и достиг неплохих результатов в передаче акварели и гуаши, которые так высоко ценились в оригиналах. Но отпечатки с трех или четырех досок, по-видимому, не удовлетворяли Жанине, и он постепенно перешел к печати с большего количества досок, доведя их до восьми — десяти. Одним из первых его достижений был «Портрет молодой королевы Марии Антуанетты» (1774). Это была серьезная победа цветной печати. Светло-голубой колорит тяжелого платья королевы красиво сочетается с горностаевой мантией, нежным мягким оттенком цвета лица. Лист «Сон Ариадны» (с миниатюры Ж. Шарлье) отличается тонким изысканным колоритом, нежной моделировкой лица и тела героини. В конце 1770-х годов появились цветные акватинты Ж.-Ф. Жанине, выполненные с итальянских декоративных пейзажей и видов Гюбера Робера («Вилла Мадама», 1778; «Вилла Сакетти» и другие), с мягкими сочетаниями нежных красок, которые очень точно воспроизведены гравером. В конце 1780-х годов Жанине исполнил гравюры с гуашей Н. Лавренса — «Сравнение» (1786), «Трудное признание» (1787), «Нескромность» (1787), которые пользовались успехом у парижского общества накануне революции. Шарль Мельхиор Декурти был учеником Ж.-Ф. Жанине. Это был значительный мастер, работавший в технике цветной акватинты, но он уступал своему учителю в способности передавать общую гармонию красок. Они были у него подчас жестки и подчинены одной тональности. Самой значительной его работой являются четыре листа с полотен Н.-А. Тоне — «Сельская свадьба», «Сельская ярмарка», «Поединок» и «Барабанщик». В «Барабанщике», наиболее удачном листе этой серии, вся гравюра пронизана светом, мягко моделирующим фигуры. Очень живописен лист «Застигнутый врасплох влюбленный», выполненный с картины Ф.-Ж. Шалля. Молодая пара, освещенная солнцем, эффектно выделяется на фоне пышной зелени парка, трактованной несколько условно. Декурти со вкусом оживляет композицию теплыми красочными тонами в акватинте.

На фоне репродукционной цветной гравюры, хотя и достигшей большого мастерства, особенно заметно появление живописца-гравера Луи Филибера Дебюкура. Ученик Ж.-М. Вьена, принятый двадцати шести лет в Академию как «художник маленьких картин в духе фламандцев», он с 1785 года посвящает себя гравюре. Быстро овладев техникой акватинта, которой он учился у Ж.-Ф. Жанине, Дебюкур совершенствует ее, дополняя карандашной манерой, офортом, черной манерой, употребляя иногда свыше десяти досок. Творческий подход и умелое использование всех разновидностей гравировальных техник придают его листам необычайную ясность и легкость. В гравюрах Л.-Ф. Дебюкура, полных изящества и тонкого юмора, нежный светлый колорит, прозрачность оттенков, многообразие градаций тонов создают гармоническое живописное целое. В листах «Менуэт новобрачной» (1786), «Свадьба в замке» (1789) Дебюкур с тонкостью воспроизводит переливчатость цветных сочетаний, особенно в изображении костюмов участников этих сцен. В гравюре «Утреннее прощание» (1787) он мастерски передает предрассветную свежесть воздуха и голубоватый свет раннего утра, освещающий расстающихся влюбленных в маленьком деревенском дворике, где еще словно бродят ночные тени. В 1787 году Дебюкур гравирует свой известный лист «Прогулка в галерее Пале-Рояль», а в 1792 году, накануне якобинской диктатуры, создает гравюру «Общество на прогулке». В них он дает яркие, полные иронии и тонкого сарказма изображения представителей элегантного светского парижского общества. Эти листы являются подлинными документами эпохи. Л.-Ф. Дебюкур был единственным художником-гравером, оставившим значительный след в цветной оригинальной гравюре.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства