Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюра Эстонии

Печать

Гравюра Эстонии развивается на основе очень активной национальной традиции живописи и рисунка. Мастера Эстонии внимательны к проблемам поисков фактуры и декоративной выразительности, тяготеют к постановке широких философских проблем, остро злободневным сюжетам. К живописцам и рисовальщикам старшего поколения, которые обращались к гравюре лишь эпизодически, оставив, однако, заметный след в истории национальной графики, принадлежит Понтер Германович Рейндорф. Пейзажист по преимуществу, он работал в технике офорта и линогравюры. Романтические образы природы созданы им в линогравюрах «Утро в лесу», «Порыв ветра» (1941). Граверов Эстонии издавна привлекает офорт. В этой технике работает Эвальд Карлович Окас (серии «По Италии», 1961 — 1964; «Париж», 1964; «Япония», 1965; «Старое и новое», 1973).

Э. Окас, Безработные. Из серии «По Италии». 1961 — 1964

Триптих Пээтера Уласа «Вечный огонь» (1967), серия Олева Соанса «Старые русские города» (1967), «Люди в шлемах» (1967), «Карусель» (1967), «Самовар» (1967) Алекса Кютта, «Ложе озера» (1967), «Озеро над городом» (1967), «Странствующее озеро» (1967) Виве Толли, «Золотой град» (1967) Эви Тихеметс — все эти работы несут в себе зерна широких философских обобщений. Война и мир, рождение и смерть, история и современность взаимопереплетаются здесь в тонких чувственных ассоциациях. Поразительная по красоте фактуры поверхность цветных офортов, где применяется припорашивание бронзовой и алюминиевой красками (вместо черно-белой печати), притягивает глаз зрителя, заставляет его подолгу неотрывно разглядывать один лист, погружаясь в сплетение деталей, проникаясь их ритмом.

Занятия живописью, станковой и книжной графикой органично переплетаются в творчестве эстонского художника Илмара Александровича Торна. Соответственно интересам живописи, в графике он решает проблемы цвета, фактуры. В согласии с опытом графика, в живописи им ведутся поиски ритма, лапидарного, емкого поэтического образа. В какой бы технике изобразительного искусства ни выступал этот мастер, его волнуют проблемы, актуальные для его народа и глубоко важные для современного человечества в целом. «Человек и природа» — так назван графический цикл 1970 — 1973 годов. В технике ксилографии в простых и выразительных образах он передает чувство тревоги человека за мир на земле, его обязанность сберечь мир. Цельный, нерасчлененный силуэт мужчины и женщины дан на ритмически сложном фоне форм, не претендующих на конкретную предметность, но ассоциативно дающих ощущение мирового океана. И все это с использованием фактур дерева, при почти нарочитой простоте обработки граверной доски.

Ксилография и линогравюра не столь популярны в Эстонии. Но качественный уровень исполнения линогравюр высок. Ясность пластического языка, тонкая эмоциональность, интерес к большой гражданственной теме отличают работы Хельдура Ларетея («Реквием», 1964; «В. Кингисепп», 1967), Херальда Ээльмы («Старый Таллин», 1965). Оба эти мастера работают и в жанре книжной иллюстрации.

Серию ксилографии к «Гамлету» Шекспира исполнил в 1959 году Х. Ларетей, в этом же году были созданы иллюстрации Х. Ээльмы к роману А. Таммсааре «Правда и кривда».

Ксилография Латвии восходит к народному крестьянскому искусству (вспомним резные орнаменты на предметах крестьянского быта), профессиональной графической традиции европейского, в частности, русского искусства 1920-х годов. Мастера старшего поколения, такие, как Петерис Августович У питие, разрабатывали тему жизни латышской деревни, быта рыбаков (серия «Латышские рыбаки», 1947). Принципы узорочья шли из традиций народного искусства. Обращение к технике черного штриха, приемы росчерков черной линии на белом, не полностью выбранном фоне, и как бы нарочитая деревянность, скульптурность объемной формы — все это дает основание судить, как сильно было воздействие школы Фаворского на графику прибалтийских народов в первой половине 20 века.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства