Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюра на Американских континентах

Печать

В гравюре США после второй мировой войны работают и другие прогрессивные художники. Творчество живописца и графика Чарлза Уайта, работающего в основном в технике литографии, посвящено жизни негритянского народа. Гуманность, интернационализм, жизнеутверждающее начало характерны для творчества Эмми Лу Паккард. Художница живет в Калифорнии и входит в одно из прогрессивных объединений «Графическая мастерская», созданное в 1956 году. Паккард предпочитает цветную гравюру на линолеуме.

Э.-Л. Паккард Сборщики ягод

Однако творческие силы передовых художников Соединенных Штатов Америки разрозненны. Не все из них имеют возможность показать свои работы публике. Массовая продукция художников-формалистов часто захватывает и прогрессивных мастеров. Наиболее талантливым из них удается противопоставить этому искусству свое отношение к современному миру. Работам Бен Шана, много работающего в гравюре, как и Леонарда Баскина, часто присущи отвлеченная символика, иногда нарочитый схематизм, но их произведениям нельзя отказать в оригинальной интерпретации темы, самобытной манере гравирования.

Однако наиболее яркий расцвет послевоенное искусство гравюры переживает в странах Латинской Америки. Накануне и после второй мировой войны возникают объединения графиков в Бразилии, Аргентине, Мексике. В Мехико создается «Мастерская народной графики», художники которой поставили свое искусство на службу народу. Это отразилось в названии мастерской и ее манифесте, который гласил: «Мастерская народной графики будет неуклонно стремиться к тому, чтобы ее продукция служила прогрессивным и демократическим интересам мексиканского народа, и в первую очередь, его борьбе против фашистской реакции».

Мексиканские гравера

Большая армия мексиканских граверов выросла не сразу, их появление было подготовлено всем развитием мексиканского искусства и, в частности, работой такого крупного мастера гравюры начала века, как Хосе Гваделупе Посада. Наибольшее развитие искусство мексиканских граверов получает после второй мировой войны. С самого начала существования объединения ведущее место в его деятельности принадлежало генеральному секретарю Мастерской Леопольдо Мендесу. Главные темы его гравюр — важнейшие проблемы жизни мексиканского народа и международные события. Мендесу принадлежит немалая заслуга в деле создания особого вида графики — монументальной гравюры, получившей распространение в Мастерской. Мендес успешно сотрудничал в кино. Одним из лучших фильмов, оформленных Мендесом, была кинокартина «Рио Эскондидо» (1948). Гравюра «Я жажду» служит заставкой к фильму, определяя главный настрой кинокартины, посвященной трагической борьбе крестьян с владельцами латифундий. Лист поражает напряженной силой образа. Фигура крестьянина, изображенного в отчаянной и злой мольбе, вторит очертаниям чахлого искривленного растения, она поистине трагична. Мендес широко использует возможности линогравюры. Фигура выделяется темным выразительным силуэтом, внутри которого художник очень сдержанно пользуется штрихом, помогающим передать ее объем. Мелким тройным штрихом (с помощью так называемой троянки) подчеркнута округлая твердость комков земли — и над всем этим слепящее раскаленное небо, выполненное белым штрихом.

Л.Мендес Я жажду. Из серии гравюр к фильму «Рио Эскондидо». 1948

Линогравюра — излюбленная техника мексиканских графиков. Демократическому характеру их искусства, задачам распространения гравюры в самых широких народных массах эта недорогая техника отвечала больше всего. Преодолев снобистское отношение к ней поклонников гравюры на дереве, линогравюра нашла свои средства выразительности и утвердила себя в творчестве многих мастеров 20 века. В этом немалая заслуга художников «Мастерской народной графики». Мексиканские граверы оказались особенно чуткими к монументальным возможностям техники, создавая в ней, особенно в годы второй мировой войны, плакат. Творчество художников «Мастерской народной графики» наряду с искусством трех знаменитых мексиканских монументалистов Д. Риверы, К. Ороско, Д. Сикейроса выдвинуло Мексику на почетное место в искусстве 20 века.

Искусство мексиканских граверов оказалось созвучным поискам ряда прогрессивных художников Франции и Италии, направленным на создание подлинно народного искусства. Это направление получило название «неореализм». Во Франции неореализм проявил себя главным образом в живописи и рисунке. Среди наиболее значительных произведений, созданных в гравюре, можно назвать литографии А. Фужерона, а также работы итальянских художников-живописцев нового реализма: Ренато Гуттузо, Габриеле Мукки, Армандо Пиццинато.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства