Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюра начала 20 века

Печать

Начало 20 века дает в гравюре ряд ярких индивидуальностей. Но сколько бы ни были различны поиски художников-граверов этого времени, они идут от внутренней необходимости утвердить положительный идеал, найти свой собственный стиль, проявляющийся прежде всего в эмоциональной интонации, в манере изображения. Вместе с этим, многие художники пытаются в своих образах уйти от бытовой конкретности в изображении видимых явлений. Идет процесс, как бы обратный тому, который мы наблюдали в 18 веке.

начала века, «Мира искусства», западноевропейского искусства,искусство, гравюра, век

Очень симптоматичен для художественной жизни начала века расцвет всех видов искусства: театра, монументально-декоративного и прикладного искусства, живописи, графики и гравюры, а также широкий диапазон деятельности мастеров во всех этих видах искусства. Почти все крупные художники этого времени пробуют свои силы и в живописи, и в театре, и в гравюре, что явилось следствием поисков своеобразной природы каждого вида искусства.

В начале века возникает большое число различных художественных группировок со своими не только практическими, но и теоретическими программами; группировки эти сменяли одна другую, часто не успев даже по-настоящему образоваться. Гравюра не была подвержена столь сильному экспериментаторству, как живопись. Даже наиболее «левые» из художников, занимавшиеся печатной графикой, такие, как М. Ларионов и Н. Гончарова, в своих литографских опытах не порывали окончательно с элементами изобразительности.

Процессы, происходившие в художественной жизни России начала века, находят аналогии в истории западноевропейского искусства конца 19 — начала 20 века с той разницей, что в русском искусстве все происходило в более сжатые сроки, когда одно течение наслаивалось на другое. Все это не могло не усложнять художественную жизнь.

Важную роль в истории гравюры имела деятельность «Мира искусства» с ее широкой пропагандой западноевропейского искусства, с одной стороны, и русского искусства 18 — начала 19 века — с другой. Художникам этого объединения был присущ своеобразный «культ графики» вообще, ими были подняты и проблемы печатной графики, особенно в связи со стремлением возродить художественную книгу в России. Очень существенно то, что представители «Мира искусства» заботились о повышении художественной культуры ее создателей. Проблема мастерства становится одной из важнейших, как и проблема материала.

Два десятилетия предреволюционной гравюры с достаточной мерой условности делятся на две школы, на два периода. Первое десятилетие проходит в целом под знаком «Мира искусства» и связано с Петербургом. Второе ознаменовано деятельностью московских художников, которую можно расценивать как антитезу мирискуснической плоскостно-декоративной системы в искусстве гравюры.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства