Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Гравюра республик Средней Азии
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюра республик Средней Азии

Печать

Начало подъема национальных школ гравюры республик Средней Азии в значительной мере обязано творческой и педагогической деятельности русских художников, получивших образование в Москве и Ленинграде и связавших свою жизнь с судьбой народов Советского Востока. Среди этих мастеров в первую очередь следует назвать имена народной художницы Киргизской ССР Лидии Александровны Ильиной и заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Евгения Матвеевича Сидоркина.

Лирико-эпические серии станковых гравюр Ильиной (серии «Слово о киргизской женщине», 1958; «Женщины мира», 1964 — 1965; «Материнство», 1967; «Наши дети», 1963; «Молодежь Киргизии», 1966) посвящены теме судьбы киргизской женщины, пробуждению общественного самосознания женщин Востока. Ее работы получили высокую оценку не только в нашей стране, но и за рубежом. Если Ильина развивает традицию московской школы ксилографии, то Сидоркин исходит из уроков ленинградской школы графики. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, он воспринял не только педагогический метод своего непосредственного учителя А. Ф. Пахомова, но достаточно глубоко ощутил направление творческих поисков таких представителей старшего поколения ленинградской графики, как А. Н. Самохвалов и Г. Д. Епифанов.

Метафоризм его образов, интерес к фактурам и цветовой выразительности черно-белой графики согласуются с той культурной основой, которую он получил, учась в Ленинграде. В то же время эти профессиональные проблемы в высшей степени соответствовали художественной традиции народного казахского искусства, которую внимательно изучил и как бы перевел на язык современности художник. Работая в русле народной традиции, где прежде в силу религиозных запретов не было места образу человека, он сумел сохранить верность принципам старой казахской культуры: декоративизму, тяготению композиций к плоскостности, образно-содержательной символике («Колыбельная» из серии «Читая Сакена Сейфуллина», 1964).

Е. Сидоркин, Колыбельная. Из серии «Читая Сакена Сейфуллина». 1964

Техника литографии в творчестве Сидоркина служила в равной степени созданию как станковых, так и книжных серий. Из больших книжных циклов 1970-х годов следует в первую очередь назвать иллюстрации к произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (1978) и к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1979). Оба графических цикла построены на принципе гротеска и изобразительной метафоры. Мир фантастических образов литографий Сидоркина ассоциативно дополняют литературные образы великих сатириков. Декоративные моменты, в которых так силен этот мастер, отходят здесь на второй план. Однако, как и во всех литографиях этого мастера, в этих иллюстративных сериях продолжает сохраняться качество драгоценности как бы мерцающего оттиска с шероховатой поверхности камня.

Творческие поиски художников Средней Азии и Казахстана развиваются в нескольких направлениях: в изучении и фиксации этнической основы народной культуры, как, например, в работах казахского графика Исатая Нурышевича Исабаева, работающего в станковой графике и книге (серия офортов «Быт казахского народа», 1972), во внимании к традиции средневековой восточной миниатюры, что заметно в композиционных построениях таджикского мастера Турды Самандарова (серии линогравюр «По Памиру», 1975; по мотивам произведений С. Айни, 1978), в сближении с принципами европейской, в частности русской, графики, как у Кутлука Башарова из Узбекистана (серии «Хлопкоробы», 1968; «Труженики сельского хозяйства Узбекистана», 1974). Художники Средней Азии освещают своим творчеством не только страницы истории, но и живую современность. Караван верблюдов, отраженный в водах искусственного водоема пустыни Каракумы, в гравюре туркменского мастера Петра Филипповича Знаменщикова «Сказ о Каракумах» (1967) — это как бы мост между прошлым и будущим. Соединение сюжетных мотивов старого и нового мира характерно и для работ Рауфа Акиловича Азимова из Таджикистана (серия «Регарский алюминиевый», 1974).

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства