Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Гравюру развивают импрессионисты
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюру развивают импрессионисты

Печать

Именами Мане, Дега и Уистлера заканчивается период европейской гравюры, в котором наиболее значительными явлениями были гравюры импрессионистов. Все художники были главным образом живописцами, но именно они, а не профессиональные граверы, дали этому виду искусства новые импульсы к развитию, именно они вернули гравюре движение, свет, то есть то начало живого ощущения жизни, которое она постепенно растеряла в течение десятилетий сугубо репродукционного, статичного метода.

Открытия импрессионистов были сразу же подхвачены мастерами, в известной степени популяризировавшими их или по-своему преломившими их в своем творчестве.

Одним из наиболее популярных в конце прошлого века был Теодор Фантен-Латур, в своих многочисленных литографиях виртуозно использовавший светотеневые качества этой техники. Тончайшие градации света, для чего умело применялось зерно литографского камня, жирный карандаш и работа скребком, создают в его литографиях особую атмосферу, словно бы окутывающую фигуры купальщиц, Ев, Венер. Художник возрождает мотивы и даже сам чувственный характер рокайльного искусства, но вносит в него специфический оттенок академической красивости, свойственной 19 веку.

Т. Фантен-Латур В честь Брамса. 1879

Надо отметить известный упадок интереса к оригинальной гравюре с конца 1870-х годов. Если с образованием «Общества аквафортистов» любители и коллекционеры заинтересовались этим начинанием и художественным творчеством его членов, то скоро салонные вкусы, господствовавшие в европейской публике, берут верх. Все большее распространение снова получают хромолитографии и гравюры техничных интерпретаторов картин Ш. Мейсонье. Оригинальная гравюра резко падает в цене: альбом литографий Делакруа стоит 30 франков, а серия Мане «Цыгане» — всего 6. На большой «Ретроспективной выставке гравюры» (1892) не были представлены ни Жерико, ни Делакруа, ни Мане. Художники-граверы отвечают на все это организацией новых изданий и новых обществ: «Французские литографы», «Французские офортисты» и, наконец, в 1889 году «Общества французских художников-граверов», которое сыграло в последнем десятилетии века такую же роль, что и «Общество аквафортистов» в середине столетия.

Естественно, что в подобной атмосфере наибольшим успехом пользуются среди мастеров оригинальной гравюры как раз наиболее компромиссные, как Теодор Фантен-Латур, или откровенно виртуозные, как Л. Легран, Дж. Тиссо или П. Эллё, чьи эффектные, элегантные и бессодержательные гравюры сухой иглой еще долго ценились у коллекционеров средней руки. Для этого времени характерна европейская слава бельгийца Ф. Роп-са, гравера плодовитого, но посредственного, выпускавшего во множестве эротические или наивно сатанинские офорты, отличающиеся литературщиной, не примечательные ни рисунком, ни граверным мастерством, часто награвированные с использованием фотомеханических процессов.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства