Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюры А. Дерена

Печать
гравюра, Л. Дерен Иллюстрация к повести Г.Аполлинера «Гниющий чародей». 1910

Видное место в истории французской гравюры вообще и иллюстрации в особенности занимают художники-фовисты. Р. Дюфи, А. Дерен, М. Вламинк работают в гравюре на дереве. Используя специфическую выразительность ксилографии, они продолжали линию, начатую Полем Гогеном. В 1909 — 1910 годах вышли два примечательных в истории французской книги издания. Это были две книги поэта Г. Аполлинера: «Бестиарий, или Кортеж Орфея» с гравюрами на дереве Р. Дюфи и «Гниющий чародей», которую сопровождали тридцать две гравюры А. Дерена. Ко времени работы над иллюстрациями к книге Аполлинера Дерен увлекается геометрическим упрощением форм, сближающим его работы с поисками кубистов. Этому немало способствовало и увлечение негритянским искусством. Для произведений Дерена этого времени как в живописи, так и в гравюре, характерны необычайная сдержанность и организованность композиции, отличающая их от сочной декоративности «Бестиария, или Кортежа Орфея» Дюфи.

Главное, что объединяет обе работы — это максимальное использование выразительности материала. Как О. Лепер и Ф. Валлоттон, Дерен обращается к обрезной гравюре. В его иллюстрациях человеческие фигуры, предметы в пространстве подчинены единому композиционному ритму, подсказанному материалом гравюры. Фигура человека как бы создается на глазах у зрителя угловатыми линиями. Художник глубоко режет доску, удаляя большое количество материала и создавая тем самым в оттиске белый фон, на котором выделяется упрощенный контур фигуры. В работах Дерена с их нарочито сильной, грубоватой линией чувствуется характерное для многих фовистов увлечение старинной гравюрой. Изображение строится, в основном, черной, чаще всего контурной линией, но большое значение имеет и белый штрих или мельчайшие черные штришки. Они как бы воспроизводят последовательные этапы процесса работы гравера: мы угадываем форму и размер инструмента, следы которого отчетливо видны.

А. Дерену принадлежит видное место в искусстве иллюстрации 20 века. Многие из его работ вошли в сокровищницу истории книги. В их числе иллюстрации к книге Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», изданной в 1943 году издательством «Скира». В ярких цветных гравюрах, полных галльского остроумия, художник великолепно передает жизнелюбивый характер произведения. Все оформление книги, включая буквицы и шрифт, представляет собой совершенную, законченную композицию. В сознательно измененных пропорциях фигур, плоскостности изображения, распределении цвета по принципу витража можно проследить сходство со старой средневековой книгой, приближающей иллюстрации к самому духу произведения Рабле. С точки зрения техники гравюры ксилографии Дерена — редкий пример цветной печати с одной доски. Количество тонов на одном листе достигает двенадцати, каждый отделен от другого белой линией, которая несколько затушевалась после того, как готовый оттиск целиком покрывался акварельной краской.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства