Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Гравюры на металле монотипия
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюры на металле монотипия

Печать

С некоторыми оговорками относимая к области гравюры на металле монотипия (ведь собственно процесс гравирования здесь отсутствует, а оттиск можно получить не только с металлической доски, но и с поверхностей иных материалов) в советском искусстве 1920 — 1930-х годов развивается ярко и самобытно благодаря причастности к этой технике одаренных живописцев. Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Ю. Б. Кратохвыля-Видимская, Р. Н. Барто, В. В. Каптерев — художники, занимающиеся в те годы монотипией. К ним можно отнести уже известного нам по офорту А. В. Скворцова и ксилографа по преимуществу А. А. Суворова. Все эти мастера развивали в монотипии не только качества, сближающие эту технику с живописью (возможность передачи на бумаге оттиска сложного колорита, мягкого мазка), но выявляли в ней и специфически графические качества — выразительность пятна и линии, фактурность.

Центральное место среди мастеров, работавших в монотипии, по праву принадлежит одной из старейших советских художниц, чья индивидуальность определилась задолго до революции, — Елизавете Сергеевне Крутиковой. Броский декоративизм уживается в ее творчестве с тончайшим колоризмом, а изысканная красота пространственных и цветовых ритмов — с остросовременной темой. Монотипия «Вечер на Неве» (1928) — это не статический образ архитектуры петровских времен, а развивающийся, динамичный, живущий в истории образ города. Петербург—Петроград—Ленинград — три эпохи центра русской культуры, освободительной мысли, революционной и трудовой действительности. Как сближаются эти эпохи, выстраивая единый исторический ряд в образе, воспринимаемом как единовременность! Не оттого ли и название листа — не «Ленинград. Вид на Петропавловскую крепость», а «Вечер на Неве». Нева, имя этой реки, ее образ связывает между собой все три исторических этапа развития города. Ясно читающийся силуэт архитектурного ансамбля на горизонте, гладь воды со снующими по ней суденышками и золотистое закатное небо с разорванными ветром, как бы пахнущими морем облаками. Лаконичный, поэтический и истинно графический образ, доведенный до значимости символа, но не обедненный в своей изначальной чувственной эмоциональности.

Тема индустриализации, впервые в советском цветном офорте поднятая И. И. Нивинским, была решена совершенно самостоятельно Е. С. Крутиковой в ее монотипиях «Баку. Белый город» (1930), «Сурханы» (1930). Найти живописно-пластическое решение индустриальной темы — задача в высшей степени сложная, которую может решить художник, понимающий общественную значимость изображаемых объектов и наделенный способностью переводить отвлеченные идеи в разряд чувственно воспринимаемых, гармоничных по своей пространственной природе образов. Такой способностью обладала Е. С. Крутикова.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства