Главная arrow История arrow Русская гравюра 16 начала 20 века arrow Гравюры, неугодные правящей церкви
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюры, неугодные правящей церкви

Печать

Однако во второй половине 17 века в Москве бытовали не только «крамольные» гравюры на меди, но и гравюры на дереве, неугодные правящей церкви. Что представляли собой эти листы? Когда, почему и где их стали делать в России?

Кто были их мастера? — Точно неизвестно. Единственно достоверное, хронологически точное и конкретное упоминание о «некнижных» гравюрах в документах 17 века содержится в указе патриарха Иоакима 1680-х годов, направленном против таких листов. Из указа патриарха явствует, что в это время бумажные иконы неканонического образца (какой техники и места производства — не сказано) были широко распространены в России (где — неизвестно) и что делали их торговые люди, то есть ремесленники. По всей вероятности, в указе патриарха речь шла больше всего о гравированных на дереве листах, так как металл в 17 веке был дорог и для печатания медных гравюр нужен был специальный станок.

Вряд ли, однако, патриарха беспокоило в этих гравюрах только нарушение традиций. Наиболее вероятно предположить, что «бумажные иконы», которые так тревожили патриарха, — это первые русские народные картинки, которые были вызваны к жизни религиозной борьбой середины 17 столетия и играли, очевидно, немаловажную политическую роль в русском расколе. Дошедшие до наших дней «некнижные» гравюры 17 века подтверждают эту мысль и дают возможность представить, как могли выглядеть листы, против которых был направлен указ патриарха.

Неизвестный мастер 17 века Распятие с предстоящими. Россия. 2-я четверть 17 в.

Первой известной нам «некнижной» гравюрой на дереве считается гравюра «Распятие», вырезанная во второй четверти 17 века в книжных традициях Московского печатного двора. Очень близкой к ней по времени, но, возможно, еще более ранней является доска «Ангел господень хранитель человекам», выполненная в традициях миниатюры. Но ни «Распятие», ни «Ангел господень», несмотря на известную самостоятельность, не могут еще быть названы народными гравюрами.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства