Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Гравюры военных лет
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гравюры военных лет

Печать
образа человека,портрет, «Портрет, Верейского, Портрет академика И.Л.Орбели. 1942

В композициях гравюр военных лет (а в них, несомненно, отражается особая образная структура художественных произведений) обращает на себя внимание крупноплановость подачи образа человека. Это и классицизированные, как бы отчеканенные на медали портреты великих русских полководцев из ксилографической серии В. Фаворского «Великие русские полководцы» (1945), портрет Б. Шоу М. И. Пикова (1947) и патетически приподнятый образ Тараса Бульбы Е. А. Кибрика из его серии иллюстраций к одноименной повести Н. В. Гоголя.

Крупномасштабность образа человека в советской гравюре тех лет сродни тем же принципам графики эпохи Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. Ее источником была вера в силу человеческого духа, его стойкость.

Портрет является ведущим жанром литографий Г. С. Верейского. Передача характера, раскрытие внутреннего мира современника на разных этапах творчества художника по-разному, но постоянно присутствуют в его рисованных, живописных, гравированных и литографированных портретах: изображениях представителей советской интеллигенции, советских летчиков, партийных и государственных деятелей. Верейский первым в истории русского искусства пришел к созданию жанра серийных портретов, объединенных одной идеей — желанием передать образы современников. Литографированные портреты Верейского — жанровые (основанные на характеристике персонажей, выраженной через позу, жест, мимику) и психологические, в которых акцент делается на лице изображаемого. Составной частью композиции часто является характеристика окружающей человека предметной среды. Так в основном решены портреты летчиков из серии, начатой еще в 1932 году, содержащей более двухсот листов («Портрет Валерия Чкалова», «Портрет летчика Павлова» и другие).

образа человека,портрет, «Портрет, Верейского, Портрет архитектора Л.В.Руднева. 1943

Большинство литографированных портретов Верейского выполнялись сразу в материале, и лишь иногда, когда образ был особо сложен и портретируемый мало известен художнику, литографии нередко предшествовали карандашные и перовые наброски. Выдающимся произведением советской графики явилась серия портретов деятелей советской культуры («Портрет академика И. А. Орбели», 1942; «Портрет архитектора Л. В. Руднева», 1943; «Портрет скульптора Сарры Лебедевой», 1944).

Нравственная ценность портретного творчества Г. С. Верейского заключается в том, что оно несет в себе мысль о высоких достоинствах человека. Портретируемый в работах Верейского — это всегда целостная человеческая личность.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства