Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Гротеск в народной картинке

Печать

Гротеск в народной картинке иногда говорит языком басни («Кот Казанский», «Мыши кота погребают»), а порой ниспровергает грозных врагов, сделав их смешными страшилищами: Петра — крокодилом, Екатерину — Бабой-Ягой. Петр-кот — это еще басня. Образ сатиричен по смыслу. Внешне это не смешно. Екатерина-Баба-Яга смешна. Это уже зародыш карикатуры. Но жанр карикатуры не мог развиться в деревянном лубке, так как лубок на дереве — это, прежде всего, искусство декоративное. «Карикатурную» функцию в нем несет почти всегда только текст, чей сатирический смысл воздействует на нас сам по себе, независимо от изображения.

Гротеск народной,картинка, лубок, герой, Кот Казанский. 18 в

По тому же принципу строятся и картинки вольного содержания, и листы, где новый герой — актер балагана, шут, герой-неудачник и герой-весельчак — должен был потешать народ («Савоська и Парамошка за картами», «Фома да Ерема — два братеника», «Отдай мне ведра», «Пан Трык и Херсоня»). Лишь очень редко картинка строится на эстетике безобразного («Мужик Пашка и брат его Ермошка»). Как правило, слово менее активно, чем изображение. Назвать легче, чем показать на миру. То, что можно позволить в балагане и на празднике, — нехорошо в будни, дома, в быту. Вероятно, непристойные картинки — это масленичные, балаганные лубки или «украшение» кабацкого интерьера. Круг бытования таких листов был сильно ограничен, так как в целом их эстетика шла вразрез с эстетикой лубка, призванного украсить семейный дом, долго висеть на стене среди женщин, детей и стариков.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства