Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Художник Франческо Росселли
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Художник Франческо Росселли

Печать

Главным последователем Поллайоло во Флоренции в области гравюры был художник Франческо Росселли, брат известного живописца Козимо Росселли, с которым на основании его единственной подписной работы (Карты мира, 1506) связывают большое число гравюр широкой манеры, возникающих во Флоренции в последние десятилетия 15 века, в том числе такой известный памятник, как серию «Триумфы Петрарки».

Мастером, в творчестве которого итальянская гравюра на металле достигла в 15 веке наивысшего расцвета, стал Андреа Мантенья, великий живописец и гравер Северной Италии эпохи раннего Возрождения. Опираясь на опыт Поллайоло, тщательно изучив основы флорентийского штриховедения, Мантенья в дальнейшем пошел собственным путем. В семи или восьми гравюрах, с достаточной уверенностью приписываемых этому мастеру, он добился того высочайшего уровня художественного лаконизма, который в 15 веке отличал зрелую итальянскую гравюру от современных ей северных образцов, чаще тяготеющих к анализу и детализации. По сравнению с обостренной динамикой и напряженной линеарностью Поллайоло, Мантенья утверждает и в графике характерную для его искусства тенденцию придавать образам ясную пластическую определенность, почти скульптурную осязательность. Но главное, его гравюры, не меньше, чем живопись поздних лет творчества, поражают сдержанной серьезностью в раскрытии глубинных переживаний и огромным пафосом в изображении человеческих страстей.

Обратившись к гравюре, по-видимому, около 1475 года, вскоре после завершения прославленного цикла фресок в Камера дельи Спози в мантуанском палаццо Дукале (1472 — 1474), Мантенья начинает с композиций мифологического содержания.

Современная точка зрения на хронологию творчества Мантеньи-гравера, высказанная в 1973 году авторами каталога выставки «Ранняя итальянская гравюра из собрания Вашингтонской национальной галереи», была принята впоследствии многими.

В «Вакханалии с чаном» и несколько более поздней «Вакханалии с Силеном» словно оживает мир разбуженных Ренессансом образов античных мифов.

Листы представляют собой левую и правую части обшей композиции, датируемой исследователями 1493 годом Основанием для такой датировки служит относящаяся к 1494 году зарисовка Дюрера правой части композиции (Вена, Альбертина) Сюжет гравюры, навеянный образами классического искусства, близок к сюжету рельефа, хранящегося в коллекции Виллы Медичи в Риме.

В техническом отношении ранние «Вакханалии» обнаруживают явную зависимость от стиля Поллайоло, но вместе с тем в них определенно звучит индивидуальное отношение Мантеньи к изобразительным задачам: четкая линия контура, уверенно скользя по затененным участкам, характеризует разнообразие движений и поз; особенности моделировки с оставленной не заполненной штрихами светлой полосой по краю формы подчеркивают объемную пластику монументальных и несколько статуарных фигур; симметрическая ясность построения придает композиции листа известную пространственную глубину.

Последнее обновление ( 23.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства