Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Художник-символист Джеймс Энсор
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Художник-символист Джеймс Энсор

Печать

Наконец, третий известный гравер группы символистов — бельгиец Джеймс Энсор. Художник создал в этой технике своеобразный стиль гротеска, выраженный и в сюжете многих его гравюр, где тема смерти имеет обычно оттенок циничной насмешки, и в самой графической манере, близкой к примитивной картинке. Его офорты — это особый конгломерат, где ясно различаются воздействия средневекового «dance тасаЬге», карикатуры, картин Босха, лубка, причем все это пронизано одновременно и религиозностью, и дерзким вызовом, граничащим с издевательством.

Один из первых его листов «Адская процессия» (1887) напоминает схему рисунка, где все фигурки пародийны в своей пластике, где нет перспективы, светотени, одни поспешные крючки и штрихи. И это лишь начало целого цикла подобных офортов: «Жуткий стрелок» (1888), «Шутка слона» (1888), «Ведьма во время урагана» (1888), «Битва золотых шпор» (1895) и многих других. И рядом — сардонически преломленная тема смерти в листе «Мой портрет в 1960 г. » (1886) с изображением прислоненного к пеньку скелета или в двух состояниях офорта «Мой портрет в виде скелета» (1888), где мы видим улыбающееся лицо художника (состояние офорта) или на его месте череп (2 состояние офорта). Отдельные его гравюры — словно предвосхищение абстрактных работ. Лист «Катаклизмы» (1888) — арабески линий, в котором угадывается игра стихий, «Звезды на кладбище» (1888) — мелкая россыпь светлых пятен на черном фоне. И при всем этом многие офорты Энсора — тонкие лирические пейзажи, виды городов, портреты.

Дж.Энсор Собор. 1886

Сквозная тема произведений Энсора — маскарад смерти, отсюда его гротеск, условная, почти знаковая пластика фигур, и дьяволиада сюжетов. Наиболее прославленные его офорты — «Собор» (1886) и «Месть Хоп-Фрога» (1898). Первый — это почти галлюцинация, огромная, очень точно изображенная масса собора и площадь перед ним, до предела заполненная людьми — кривляющимися, одетыми в маски, чего-то ждущими, словно карнавал в день Страшного суда. Энсор передает здесь бесчисленность, напряжение всей этой массы народа, которому противостоит древняя недвижимая масса собора. Любопытно наблюдать, как в этом листе скопление людей передается симметрией знаков, важен не человек и даже не люди, а сама идея увеличения, умножения, количества. Люди — это множество значков, тысячи песчинок перед величием собора. Они взаимозаменимы, они все — одно и то же, они — ничто. Так тема смерти, тема фантастического шутовства жизни, получает отчетливо религиозную окраску.

Офорт «Месть Хоп-Фрога» выполнен на тему одноименного рассказа Э. По. Здесь все та же тема — смерть в образе шута, буффона. Состояние трагизма передается в первую очередь очень насыщенными извивающимися штрихами, контрастирующими с белым и оживляющими его.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства