Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Художники кубизма

Печать

Экспрессионизм и отчасти фовизм получили в гравюре наиболее определенное выражение. Значительно менее ярко проявили себя в этом виде искусства художники кубизма, хотя такие большие мастера, как Ж. Брак и П. Пикассо, пытались воплотить в ней свои поиски. В творчестве многих французских граверов нашли отражение новшества и изменения в области техники, принесенные кубизмом в гравюру, особенно в офорт и технику сухой иглы. Еще менее самостоятельна гравюра футуристов, в которой активно работали художники итальянского происхождения. Среди граверов футуризма интересны произведения Умберто Боччони и Луиджи Руссоло. Активно выступили в гравюре художники сюрреализма, получившего распространение еще в 1920-е годы. К гравюре обращаются такие крупные представители направления, как Макс Эрнст и Сальватор Дали, которые много работали в области иллюстрации и именно в этом виде искусства чаще всего отступали от программы сюрреализма.

В гравюре нашло выражение и самое крайнее формалистическое направление, абстракционизм. Но именно в гравюре он не получил развития, принимая форму либо поисков декоративного плана (Кандинский картины, Х. Миро), либо чисто технических изысканий и новшеств.

Значительное явление в истории французской гравюры 20 века представляет собой творчество Жака Вийона. Наследие Вийона-гравера насчитывает около шестисот листов, созданных главным образом в техниках офорта и сухой иглы. Первые работы Вийона в литографии и офорте привлекают конструктивностью и особой передачей освещения и воздушной среды. Эти качества получают развитие и в дальнейшем его творчестве.

Гравюры Вийона, выполненные в 1911 — 1914 годах, представляют собой интересное воплощение принципов кубизма в гравюре. Правда, в его лучших работах, таких, как «Портрет актера», «Юная мулатка», «Портрет молодой женщины», «Натюрморт», концепция кубизма подчас отступает на второй план перед индивидуальными особенностями объекта. Таков «Портрет молодой женщины» (1913), выполненный сухой иглой. Художник передает своеобразие модели, тонкость и одухотворенность натуры. Лист насыщен штрихом, резко подчеркивающим геометризованный объем фигуры. Все изображение пронизано движением.

Штрих — главный элемент в гравюре Вийона. Художник редко прибегает к пятну, создаваемому или затяжками, или густой сеткой мелкого штриха, избегает он и округлых линий. Штрихи у Вийона параллельны линиям: он то придает им одно направление, то перекрещивает их. Это сознательное ограничение художественных средств рождает ощущение излишней рациональности.

Последнее обновление ( 22.02.2013 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства