Главная arrow История arrow Западноевропейская гравюра 19 века arrow Художники, преломившие идеи импрессионизма в гравюре
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Художники, преломившие идеи импрессионизма в гравюре

Печать

Говоря об офорте конца 19 века, следует назвать еще несколько имен художников, по-своему преломивших идеи импрессионизма. Жан Луи Форен — популярный офортист и литограф, который в своих судебных сценах и острых сценках жанрового плана продолжает традиции Домье, стремясь при этом к большей живости, непосредственности, современности. Он добивается этого, опуская детали и уделяя внимание ритму длинных подвижных линий, при этом он часто превращает фигуры почти в схему (особенно в литографиях, таких, как «Двое», ок. 1896), но в них всегда чувствуется его былая близость к Мане и Дега, проявившаяся в неразделенности света, движения, массы.

Другой знаменитый офортист этого периода — швед Андерс Цорн, исполнивший более двухсот офортов. Его большие листы — преимущественно портреты и изображение натуры. Они все выполнены энергичными штрихами, идущими параллельно по форме или по движению света. Взаимоотношение предмета и света, мимолетность состояния, ритмичность штриховки — все это выдает импрессионистическую основу офортов. Однако в лучших его листах, таких, как «Тост» (1893), в силе штриха, в его некоторой грубости, в навязчивости самой системы штриховедения чувствуется возможность нового, гораздо более активного, чем во времена импрессионистов, офорта. Эти листы Цорна воздействуют на зрителя не тонкостью приемов, а всей массой, стесненностью композиции, большими размерами. В офортах Андерса Цорна предчувствуются работы Фрэнка Бренгвина и Кэте Кольвиц.

Л.Цорн Тост. 1893

Однако появление этого действенного офорта нашего времени обязано и немецким мастерам конца века, в первую очередь творчеству Макса Клингера. Этот художник пользовался в начале века мировой известностью. Во многих его сериях таких, как «Интермеццо» (1881) или «Фантазия Брамса» (1894), резко выступают черты тяжеловесного мюнхенского символизма; воздействие А. Беклина и Ф. Штука очень сильны в этих работах Клингера. Но в двух его сериях 1880-х годов «Драмы» и «История одной жизни» интересно стремление к прямому отражению социальной жизни, к усилению психологизма, к монументальной сдержанности звучания. Серия «Драмы» характерна своим содержанием: Клингер изображает сцены суда, восстания, забастовки, то есть пытается решить драматическую тему в ее социальном преломлении. В офортах сильно повествовательное начало, художник не отказывается ни от одной детали, это все многофигурные сцены с романтическим освещением. В цикле «История одной жизни» он пользуется символическими приемами: лист «Покинутая» с изображением женщины, бредущей по берегу, композиционно весьма выразителен: контраст женского силуэта и пустынного бесконечного пространства, нависающего высокого неба приобретает психологический смысл. Клингер был учителем Кэте Кольвиц, и в ранних своих работах она близка его манере.

Однако, если офорт в конце 19 века не выдвигает новых, по-настоящему выдающихся имен, если и А. Цорн и молодая К. Кольвиц занимают, скорее, промежуточное положение между мастерами 1860 — 1870-х годов и граверами начала 20 века, то в литографии и гравюре на дереве наблюдается новый расцвет, появляются художники, создающие новые концепции гравюры.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства