Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Художники «Синего всадника»

Печать

Загадочное, таинственное, будь то природа, религия или тайны человеческого сознания, привлекает художников «Синего всадника», возникшего в 1911 году в Мюнхене. Крайний субъективизм, увлечение чисто формальной стороной творчества, декоративизм, камерность, достигавшаяся отчасти за счет небольших размеров их гравюр, — эти черты во многом отличали работы художников «Синего всадника» от произведений мастеров группы «Мост». «Синий всадник» не был таким цельным явлением в истории немецкого экспрессионизма, как «Мост». В него входили очень различные художники: Ф. Марк, Кандинский картины, А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, К. Хофер. Будучи главным образом живописцами, они меньше, чем художники «Моста», занимались гравюрой, хотя почти каждый внес свой вклад в эту область искусства.

Отличительной чертой деятельности художников «Синего всадника», особенно одного из ведущих представителей объединения Василия Кандинского, был интерес к теоретическим проблемам. В творческой практике некоторых мастеров можно наблюдать последовательное воплощение теоретических взглядов Кандинского о роли подсознания в искусстве, о значении формы и цвета. В. Кандинский, еще в 1910 году создавший свои первые абстрактные работы в живописи, в сборнике литографий «Малые миры» (1922) переходит к абстракционизму и в гравюре. В 1912 — 1913 годах он выпустил книгу «Звуки» со своими ксилогра-фиями. Название книги отражало попытки Кандинского сблизить пространственные искусства с музыкой и философией. В листе «Композиция с фигурами» само изображение дает большой проcтop домысливанию. В композиции, строящейся на сочетании контрастных черных и белых пятен, отдаленно угадывается пейзаж. Выразительность листа достигается ритмическим сопоставлением белого и свойственного лишь гравюре на дереве бархатистого, сочного черного тонов.

«Синего всадника», художников «Синего всадника», Ф.Марк Рождение жеребенка. 1913

Учитывая эту тенденцию к декоративизму, особенно понятно увлечение художников «Синего всадника» цветной гравюрой. Гравюры рано умершего Франца Марка во многом близки работам французских фовистов. В упругих, упрощенных до предела контурах фигур животных в листе «Рождение жеребенка» (1913), чувствуется живая сила природы. Выразительность линий и сочность цвета служат усилению декоративности листа. Изысканная чистота контуров, подчинение композиции всего изображения плоскостному принципу построения, интенсивный колорит — все напоминает искусство витража. Изображение животных в гравюрах Ф. Марка возведено в степень символа. Символический смысл приобретает и цвет, особенно красный, расходящийся лучами от солнечного диска, воспринимающийся как мощное жизненное начало. В гравюре «Рождение жеребенка» художник берет основные тона: красный, зеленый, коричневый, усиливает их, повышая тем самым эмоциональность изображения.

Интерес художников «Синего всадаика» к сфере подсознания проявился наиболее ярко в творчестве Пауля Клее. В его работах присутствуют нарочитая усложненность, запутанность смысла, несопоставимость ассоциаций, которые делают их близкими произведениям сюрреалистов. Гравюры П. Клее по большей части выполнены в технике линейного офорта. В отличие от большинства экспрессионистов, он мало занимался ксилографией. Манера подражания неумелому детскому рисунку в литографиях «Канатоходец» (1921), «Старик за подсчетом» (1929) придает необычный характер и сценам, воспроизводящим явления жизни.

Последнее обновление ( 22.02.2013 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства