Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Идея синтеза искусств
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Идея синтеза искусств

Печать

Сознанием художников эпохи владела идея синтеза искусств. Наиболее органичной областью для изобразительного искусства нового общества были бы фресковая живопись, мозаика, рельеф, монументальная скульптура. Но материальные трудности стесняли размах этих работ. И книга, иллюстрированная гравюрами на дереве, оказалась именно той областью, где последовательно осуществлялась идея синтеза искусства и производства, искусства и литературы, изобразительного искусства (иллюстрации) и неизобразительного (архитектурной конструкции книги), где были решены важнейшие пластические проблемы времени, найден новый стиль эпохи.

Как бы заново возрождаясь к жизни, советская ксилография одновременно отвечала и общим требованиям, предъявленным к этому искусству современностью (в этом она шла в ногу с ксилографией европейских стран), и совершенно особым требованиям, предъявляемым к искусству новой социалистической формацией (значительно опережая в этом европейскую гравюру на дереве).

В 1920 — 1930-х годах достаточно четко обозначились если не две школы, то два центра развития гравюры на дереве: Москва и Ленинград.

Ленинградская гравюра развивалась эволюционно, как явление, обладающее в лице графиков «Мира искусства» устойчивой традицией, которая была столь основательной, что в первые послереволюционные годы здесь и не возникало необходимости ее чем бы то ни было заменять. Отсюда — эволюционность ленинградской школы гравюры в отличие от революционности московской. Московская же ксилография, не знавшая такой традиции, имевшая в качестве предшественницы преимущественно гравюру репродукционную, сразу же стала перед задачей кардинально, по-новому решить новые художественные проблемы. Поэтому путь ее развития был радикально-новаторским, чему немало способствовало и то обстоятельство, что в эту пору в Москве жил и работал (причем не только как художник, но и как педагог) один из крупнейших советских мастеров гравюры — Владимир Андреевич Фаворский.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства