Главная arrow История arrow Советская гравюра arrow Игнатий Игнатьевич Нивинский предпочитал офорт
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Игнатий Игнатьевич Нивинский предпочитал офорт

Печать

Если Д. И. Митрохин работал преимущественно в технике резцовой гравюры (реже — сухой иглы), то Игнатий Игнатьевич Нивинский предпочитал офорт. В этой технике он широко экспериментировал, обогащая ее интересными находками: белый рельефный штрих и впечатывание в оттиск тонкой цветной бумаги. Эти новые технические приемы появились в середине 1920-х годов, в период его наиболее насыщенной творческой деятельности как средство реализации сложных композиционных решений, связанных с широкими проблемами современного искусства. В основном, как и в ксилографии, они сводились к поискам пространственно-временного синтеза.

Примечательно, что ранние дореволюционные офорты Нивинского, такие, как «Итальянские пейзажи» (1912 — 1914) и «Крымская сюита» (1916 — 1917), целиком вписываются в импрессионистическую художественную концепцию. Об этом говорит не только конечный результат, но и метод работы художника, любившего делать беглые этюдные зарисовки прямо офортной иглой на покрытой лаком медной доске. В дальнейшем характер гравюр Нивинского значительно меняется. Его офорты «Кавказские каприччо» (1923 — 1926) — это сложные пространственно-временные протяженности. Их восприятие зрителем условно может быть разделено на несколько приемов.

При рассмотрении со значительного расстояния благодаря введению цвета и сочности черного офортного штриха они оказываются привлекательны как декоративные листы, чему способствует разнообразие фактур и их комбинаций. Далее наступает, может быть, самый важный этап восприятия и переживания вещи, рождающийся тогда, когда зритель начинает осмысливать композицию как сложное пространственное целое, как пластическое выражение некой философской концепции мира.

Цветные плашки, как театральные прожекторы, выделяют разные пространственные и временные зоны. Обособленные в композиции кадры могут быть осмыслены как образы воспоминаний. Внешне не связанные части изобразительного рассказа объединяются художником в целостную картину мира, где человеку отводится если не центральное, то, во всяком случае, значительное место.

Офорты серии «Кавказские каприччо» обладают естественным и органичным композиционным строем. Несмотря на широту обобщения, они сохраняют способность возбуждать в зрителе свежие непосредственные эмоции. И в этом, как нам кажется, сказывается особенность дарования художника, который, преодолев в своем творчестве узкую импрессионистическую концепцию видения мира, не отказался от ее выразительных возможностей даже в очень сложных композиционных заданиях. Нивинский — живописец, архитектор и театральный художник. Все эти стороны одной творческой личности объединились в офортной серии в целостное и самобытное явление.

Почти одновременно с ксилографиями А. И. Кравченко, посвященными Днепрогэсу, были созданы офорты И. И. Нивинского из цикла «ЗАГЭС» (1927). Выезд на место стройки, множество зарисовок, пробы в акварели и гуаши, перевод в материал, доработка композиции средствами включения в нее шрифтовых элементов и декоративной акцентировки фактуры штриха — таков путь создания серии. В каждом листе повторяется, варьируется изображение памятника В. И. Ленину.

И.Нивинский, Азнефть. 1930 , Игнатий Игнатьевич Нивинский,офорт, композиция, пространственный, художник

В соединении образа создателя Советского государства и изображения электростанции — желание художника акцентировать мысль В. И. Ленина о том, что «коммунизм — есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Тема индустриализации была поставлена и успешно решена Нивинским в офорте «Азнефть» (1930), синтезировавшем в себе впечатления от командировки на нефтеперерабатывающее предприятие Азербайджана. В этом листе выражено восхищение грандиозностью и красотой гиганта первых пятилеток. В композиции разноаспектно и разномасштабно соединяются увиденные объекты. Живописно-декоративными приемами достигается пространственное единство композиции.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства