Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

«Иконный» лубок

Печать

«Иконный» лубок мог вполне обойтись без раскраски, но его все-таки раскрашивали, чтобы сделать более нарядным. Однако расцветка старообрядческого лубка на меди далека от раскраски медного лубка 18 века так же, как и его графика. В цветовой гамме преобладают вишневая, лиловая, темно-зеленая, коричневая и черная краски, в «подчинении» у которых находятся красная и желтая. Иногда употребляется ненасыщенный блеклый цвет, и гравюра кажется розовой или бледно-лиловой («Богоматерь Ахтырская», «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем индийским», «Разговор жениха со свахой»). Но, пожалуй, самое существенное то, что в раскраске этих лубков исчезает каноничность. Она становится разнообразной и индивидуальной.

Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем индийским. 1830-е годы

Медный лубок родился заново в той же среде, что и сто лет назад лубок деревянный, но он не играл уже в общественной жизни России прежней роли. В конце 18 — начале 19 века, вдали от жизни, он поневоле повторял, идеализируя, сюжеты медного лубка 18 века. Однако стиль медного лубка, который не имеет аналогий ни в русском, ни в европейском искусстве гравюры, занимает почетное место в ее истории.

«Иконный» лубок был последним взлетом русского лубка как искусства графики. Падению искусства народной гравюры немало способствовали преследования властей. В 1839 году на лубок была установлена цензура, а в 1851 году все доски, не прошедшие цензуру, были уничтожены. Но лубок не умер. Во второй половине 19 века он возродился вновь и мастерством цветовых решений превзошел лубок 18 — первой половины 19 века. Русская народная картинка питала воображение многих поколений мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Зрительные образы лубка оживали в изделиях богородских мастеров, в северной набойке, берестяной резьбе Великого Устюга, в росписях двинских прялок, в вятской и каргопольской керамической игрушке. Сюжеты и образы сказок Пушкина и «Конька-Горбунка» навеяны сказочным миром лубка. Живописцы и графики 20 века как бы заново открыли русский лубок, учась у него искусству композиции, линии, ритму, цвету. Художники кино и плаката опираются на опыт настенных лубочных листов из клейм, скользящих по стене или склеенных в ленту косморамы, а иллюстраторы детской книги оглядываются на русскую лубочную книжку.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства