Главная arrow История arrow Итальянская гравюра arrow Иллюстрации к «Библии Малерми»
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Иллюстрации к «Библии Малерми»

Печать

Еще быстрей и свободней, то круглясь, то резко ломаясь под углом, бежит рисующая линия в иллюстрациях к «Библии Малерми» (1490). В них много непосредственной живости, особенно в маленьких бытовых сценах, где гравер с увлечением рисует мастерскую кузнеца, его рабочие инструменты, струящееся вверх пламя очага, фигурку сына (или помощника), хозяйку дома с веретеном в руках. Несмотря на множество изображенных предметов, очень мелких в силу миниатюрных размеров гравюры и перекликающихся своими очертаниями с печатным набором, в непритязательном рассказе нет неясностей. Он ведется просто и непринужденно, сцена полна движения, что выгодно отличает ее от несколько искусственной сдержанности персонажей в тарокках, гравированных на меди. В иллюстрациях Библии наивный реализм раннего Возрождения нашел свое полное и ясное выражение. Он проявил себя раньше всего именно в иллюстрированной гравюре и особенно в тех листах, где рисунок подробно следует за содержанием текста. С присущей им светской направленностью граверы вносили в религиозные композиции реальные сцены. Их убедительности способствовал свободный и крепкий штрих.

Развитие венецианской гравюры на дереве, к концу века почти всецело перешедшее в область иллюстрирования, заканчивает эпоху кватроченто шедевром венецианской типографии Альда Мануция — оформлением книги брата Франческо Колонна аллегорического романа «Гипнеротомахия Полифила», изданного в 1499 году.

Иллюстрация к книге Ф. Колонна «Гипнеротомахия Полифила»
Иллюстрация к книге Ф. Колонна «Гипнеротомахия Полифила»

«Гипнеротомахия Полифила» — роман сложного и запутанного содержания, в котором мистические мотивы соприкасаются с эротикой. В фантастических описаниях архитектурных памятников и картин высказываются взгляды на искусство с характерным для эпохи увлечением античностью. Исследователи романа отмечают его зависимость от «Божественной комедии» Данте и от поэмы «Любовное видение» Боккаччо. Художник книги сохраняет и развивает дальше венецианский линеарный стиль, усвоив все его разнообразные приемы. Иногда иллюстрации, лишенные какой-либо внутренней разработки, в строгости контуров почти достигают лаконизма формулы, иногда это просто чертежик обелиска, фонтана, декоративной вазы. Встречается и широкая пространственная трактовка пейзажа, исполненного мягкими свободными линиями, как в иллюстрации «Полифил, лежащий под деревом», отмеченной справа внизу буквой «Ь» (подпись резчика или типографский знак?). В небольших иллюстрациях с мелкими фигурками можно видеть живые штрихи, напоминающие художественный язык «Библии Малерми», но в некоторых листах движение линий как контурных, так и внутреннего рисунка, даны в ритмическом чередовании с просветами белого поля бумаги («Полифил, идущий через лес»). Разнообразие приемов и почерка говорит об участии нескольких художников в иллюстрировании романа. Однако в книге в целом и в стиле отдельных рисунков ощущается объединяющее начало. С особой ясностью оно прозвучало в строгой простоте обрамления, прозрачной четкости архитектурных форм, то служащих фоном, на котором разыгрываются события (иногда предельно динамичные, например, «Полифил, убегающий от дракона»), то свободно возникающих на страницах книги. Следуя за текстом, иллюстрации в то же время соподчинены страницам книги, их построению, их декоративному убранству. С ними сочетаются и буквицы с плетеным и цветочным орнаментом, и разнообразные наборы, служащие для выделения из итальянского текста латинских изречений. Книга Альда Мануция действительно подлинный шедевр гармонии и ритма линеарного стиля, которым искусство книги достойно заканчивает 15 век.

В начале 16 века развитие гравюры в городах-государствах Италии меняет свои пути. В связи с кризисом в политической и социально-экономической жизни страны почти прекращается прежде оживленный обмен культурными ценностями между ее городами. Отдельные школы следуют судьбе своих государств: одни из них исчезают, другие приобретают самостоятельность и вырабатывают каждая свой собственный стиль.

Флоренция после неудачной борьбы за республиканские свободы, после осады ее войсками Карла V приходит к реставрации Медичи и полному разорению страны. Папская область еще сохранила свою независимость, в то время как юг Италии вместе с Неаполем был завоеван испанцами, а Ломбардия то отражала нашествие французов, то делалась их легкой добычей.

Последнее обновление ( 25.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства