Главная arrow Виды искусств arrow Ирано-сасанидский канон
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Ирано-сасанидский канон

Печать

Ирано-сасанидский канон исключает реалистическую экспрессию, подавляет ее, стирает всякое выражение личных чувств, состояний и эмоций. Он ставит превыше всего культ «царя царей». В изображении зверей, животных, птиц, растений и фантастических существ смешанного естества точно выраженная и регламентированная фантазия находит свой идеал. Складываются сасанидский тип льва, сасанидский тип тигра, сасанидский тип собако-птицы, дракона и т. д. В них древневосточная, сако-парфянская и собственно иранская фольклорная традиции выступают разом, как отложившийся в едином сплаве художественный тип.

Весь торжественно-церемониальный ритм, в котором проявляет себя жизнь сасанидского двора, эти строго построенные «стеной» пахлаваны, специально украшенные звери создают сообща тот мир идей и форм, который принято именовать, где бы оп ни проявлялся, «сасанидским стилем». Под ним скрывается великолепно организованный и художественно выверенный опытом многих мастеров канон. Механизм действия ирано-сасанидского канона таков, что им фиксируется определенно найденный подход к явлениям жизни. Им руководит со стороны содержания кодекс правил придворного этикета и феодально-рыцарской морали. Стилистика канона и поэтика форм ирано-сасанидского искусства имеют своим исходным пунктом героический эпос Ирака, присущий ему момент идеализации и обобщения. Его поэтика насыщена астральной символикой и вращается в кругу хорошо усвоенных и оснащенных традицией формул.

Со стороны строения формы решали репрезентативность и сгармонированность элементов пластики на неглубоком фоне. Ирано-сасанидский канон усвоил и развил восточную декоративность и взращенный в недрах прежнего «парфяно-кушанского» (и «греко-персидского») канона иератизм. Он использует принцип фронтальности как необязательный и подчиненный. Декорационный момент входит в канон искусства сасанидского Ирана как род художественной идеи. Декоративность насыщает композицию, рисунок, цвет собственным содержанием. Язык жестов уступает языку композиционных построений и сгармонированности форм, не знающих пространственной глубины и сильных ракурсов. Художественные идеи ирано-сасанидского искусства выражены в его каноне с удивительным лаконизмом, силой и энергией. Это сделало его особенно властным относительно художественного ремесла, для которого каноны имели практическое значение правил и норм. Они открывали в традиционных формах и сюжетах на заданную тему относительный простор искусству композиции и мастерству исполнения.

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства