Главная arrow Виды искусств arrow Искусство древней Руси и Востока
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Искусство древней Руси и Востока

Печать

Известны заслуги Востока в истории мировой цивилизации, культуры и искусства. Это касается не только древней математики и медицины, алфавита и метрологии, многих религиозных культов и философских систем. «В Египте — корни европейского искусства; он впервые дал тип пропорционированной человеческой фигуры и создал стиль, в котором многообразие жизни подчинено единому представлению... В лице христианства Древний Восток духовно покорил Запад подчинившим его оружием», — писал академик Б. А. Тураев. «Если, таким образом, до сих пор Европа многим пользуется из того, что выработано на Востоке несколько тысячелетий тому назад, то наше отечество находится с ним в еще более близких связях».

Здесь имелись в виду ближайшие географические связи Русской равнины через Черное море с Малой Азией, «алародийским», «хеттским» и иранским культурными мирами уже во втором тысячелетии до н. э., вхождение Средней Азии в первом тысячелетии до н. э. в состав древнеперсидского, а Закавказья — в Ванское царство (царство Урарту), находившееся в тесном общении с Вавилонией, элементы иранской культуры эпохи владычества скифов на юге России, наконец, связи со странами восточного эллинизма, масштаб и достоверность которых были вскрыты лишь позже.

Проблема отношений искусства Древней Руси к Востоку возникла с первых шагов отечественной науки об искусстве. Археология середины XIX века располагала ограниченным числом памятников «классической» древности. Художественная культура средневекового Востока оставалась в тени. Памятники русского искусства проходили этап первичной публикации. Но как ни скудны были источники, уже вырисовывались контуры всеобщей истории искусств. Русскому искусству надлежало занять в истории мирового искусства свое место.

Русские историки, филологи, археологи, историки искусства были вынуждены строить свои умозаключения из наличного материала, не ожидая новых открытий, которые, конечно, вызовут новые идеи, а с ними и потребности в новых фактах — таков вечный круговорот фактов и идей. Воззрения русских ученых на отношения искусства Руси к Востоку складывались вместе с развитием общественной мысли. Они имели под собой почву широких историко-культурных, философских и эстетических обобщений. Анализ вещественных памятников корректировался общим уровнем мировой науки.

Мы не касаемся здесь чисто географических понятий Восток и Запад в том числе, в каком еще финикийцы и древние греки различали страны Запада (Эреб) и Востока (Асу), разделенные естественным рубежом цепи морей — Средиземного, Эгейского и Мраморного. В средние века — географические границы Азии и Европы смещались и переносились все более на Восток (Днестр, Днепр, Дон). Водораздел Урала стал границей между Европой и Азией лишь с XIX века. Кавказ относили то к Европе, то к Азии (сейчас относят к Азии).

 

Последнее обновление ( 18.09.2010 г. )
 
« Пред.
© 2018 История изобразительного искусства