Главная arrow История arrow Искусство Франции XV века arrow Искусство рыцарских времен
Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Искусство рыцарских времен

Печать

Но важнейшим знамением времени было другое: к уте­хам славы и возвышенной любви прибавились радости ума. Надо, впрочем, сразу же оговориться — интеллектуальная глубина и начитанность не стали распространенным явле­нием в придворно-рыцарской среде, чаще всего они не шли дальше поверхностного следования моде. Но бывали и ис­ключения. Своеобразным помощником вельможи в делах собирания книг и произведений искусства выступал его личный секретарь. Эта должность впервые появилась в Ита­лии и вскоре была перенята французами. На нее приглаша­лись высокообразованные люди, обычно окончившие все те же университеты.

Покровительство наукам и искусствам прежде всего было вопросом престижа, но нередко оно совмещалось и с лич­ными склонностями и вкусами. Прекрасный пример тому — король Карл V Валуа (1338—1380)—страстный библио­фил и меценат, строитель замков-крепостей Венсена и Ба­стилии. Он предпринял перестройку ряда замков, в том числе и Лувра, получивших после этого более парадный об­лик и больше удобств. По свидетельству современников, король принимал участие в руководстве всеми этими рабо­тами. В одной из башен Лувра разместилась огромная по тем временам собранная им библиотека (ее считают осно­вой Национальной библиотеки Парижа). Она включала около девятисот томов.

Но важнейшим знамением времени было другое: к уте­хам славы и возвышенной любви прибавились радости ума. Надо, впрочем, сразу же оговориться — интеллектуальная глубина и начитанность не стали распространенным явле­нием в придворно-рыцарской среде, чаще всего они не шли дальше поверхностного следования моде. Но бывали и ис­ключения. Своеобразным помощником вельможи в делах собирания книг и произведений искусства выступал его личный секретарь. Эта должность впервые появилась в Ита­лии и вскоре была перенята французами. На нее приглаша­лись высокообразованные люди, обычно окончившие все те же университеты.

1. Жан де Брюж. Карл V получает Библию из рук Жана де Водетара. Библия Жана де Водетара. Париж, 1372

 

Благодаря сохранившимся инвентарям мы знаем назва­ния этих книг. Перечень их любопытен и характеризует разносторонность знаний и вкусов эпохи: здесь были книги по римскому праву, астрологии и астрономии, медицине и хирургии, произведения Платона, Аристотеля, Сенеки, Ов идия, Лукиана, Тита Ливия и Валера Максима, сочине­ния отцов церкви, энциклопедические компиляции, описа­ния путешествий Марко Поло и истории соседних стран и королевств, рыцарские романы, словари, грамматики, часословы и бревиарии. Примечательно обилие античных произведений. Интерес к ним заметно увеличивается во второй половине XIV века и приобретает новое направле­ние: в них ищут сведения о прошлом и черпают примеры добродетели. Именно так использованы Тит Ливии и Ио­сиф Флавий в «Парижском домострое» — сочинении девя­ностых годов XIV столетия. Имя автора осталось неиз­вестным, но, судя по его труду, это состоятельный горожа­нин, трезвый и наблюдательный, с незаурядной эрудицией. Живым, почти разговорным языком он дает наставления своей молодой жене, за которыми раскрываются быт и мо­ральные проблемы целого сословия.

Неудержимое вторжение современности преображает литературу XIV века. Рыцарская поэзия входит в закатную стадию: уже редко сочиняются новые рыцарские романы, героические и эпические поэмы, но зато в последних чаще воспеваются современные герои и события. Лирические произведения, с одной стороны, поражают изощреннейшей игрой формы, которая с трудом уживается с истинной поэтичностью, в то же время традиционная любовная тема теснится, чтобы дать место эпиграмме, поучению, бытовой миниатюре, а к концу века — и индивидуальным душевным переживаниям автора. В театральных религиозных поста­новках — «мираклях» — заметны как психологическая мо­тивировка характера, так и подробное изображение обста­новки действия. Современные мотивы делаются содержа­нием шутливых или назидательных «сказов». XIV столетие открывает дорогу всевозможным трактатам: в прозе, а порою и в стихах излагаются суммированные сведения по ботанике и математике, медицине, географии и даже охоте.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства