Kartina-Pro

Галереи истории изобразительного искусства

Живопись
Гравюра
Спонсоры страницы

Искусство Жака Калло

Печать

Творчество французского гравера Жака Калло — значительное явление в искусстве не только Франции, но и всей Западной Европы. Впервые французская гравюра выдвинула художника с мировым именем. Наследие Калло велико. Им выполнено около полутора тысяч листов, свидетельствующих об универсальности интересов мастера, широте его художественных поисков. Калло работал на рубеже двух эпох. Еще были живы традиции маньеризма, но одновременно шел процесс формирования нового стиля барокко.

К раннему периоду творчества художника относится серия «Каприччи» (1617), состоящая из пятидесяти миниатюрных листов, чуть больше спичечной коробки, выполненная художником в Италии. Она принесла граверу славу и мировую известность. Сначала Калло работал в Риме, затем во Флоренции под руководством различных итальянских мастеров. Наиболее композиционно и технически завершенные листы серии, такие, как «Рынок на площади св. Аннунциаты во Флоренции», «Праздник на площади Синьории во Флоренции», «Состязание на площади Санта Кроче во Флоренции», в которых художник воспроизвел картины современной ему городской жизни, выявляют творческую индивидуальность мастера. В каждом офорте изображено большое количество маленьких человеческих фигурок, тонкие линии фиксируют позы, жесты, движения каждого персонажа. Толпа живет, движется в пространстве, данном в перспективе с очень высокой точки зрения. На переднем плане — фигуры то кавалера, то барабанщика, то нищего или крестьянина. Фигуры переднего плана значительно больше тех, что изображены вдалеке. Контрастное сопоставление их размеров, резкий разрыв переднего и заднего планов зрительно создают ощущение грандиозности пространства, наполненного светом и воздухом.

Искусство Жака Калло было тесно связано с научными открытиями 17 века в области точных наук. Изобретение телескопа и микроскопа открыло перед человечеством мир бесконечно малых и удаленных величин. В это время утверждались такие понятия, как макро- и микрокосм. В офортах «Каприччи» он воссоздал своеобразный микрокосм, показывая большое, значительное в удаленно малом. Весь многоликий мир у него вмещается в пространство миниатюрного листа, где размещены сотни персонажей, изображенных с высокой точки зрения. Реальность как бы трансформируется в безудержном воображении художника, виртуозно владеющего техникой.

В серии «Каприччи» ясно определилось то новое, что отличает искусство Калло от работ его предшественников. Человек у Калло лишь частица общего, сложного мира действительности. Поэтому образ человека в его искусстве лишен индивидуальных черт. Однако художник передает всегда определенный социальный тип, изображая дворянина, крестьянина, военного или нищего-бродягу. Характеристика социального типа — один из принципов творческого метода Калло, которому мастер следует и в своих более поздних сериях офортов «Нищие» (1622) и «Дворянство» (1624).

Мастерство Калло-офортиста виртуозно. Он впервые стал покрывать свои доски не мягким, а твердым лаком, которым пользовались флорентийские столяры и мебельщики. Линия по твердому лаку после травления получилась четкой и ясной. Твердый лак позволил художнику проводить тончайшие штрихи, которыми он мог теперь творить подлинные чудеса — рисовать мельчайшие детали, предметы, находящиеся вдали, передавать тонкие градации тона.

Калло часто работает сериями, которые объединены единым смысловым действием: целостное представление складывается у него не из показа единичного явления, а через их множественность. Рассматривая лист за листом, можно понять, сколь многолика и противоречива была современная художнику действительность.

Серия «Каприччи» предварила появление шедевра европейской графики «Ярмарка в Импрунете» (1620). Художник запечатлел реальное событие. В шести милях от Флоренции в маленьком городке Импрунете регулярно 18 октября, в день св. Луки, устраивалась ярмарка. Здесь в имении своего друга и почитателя Лоренцо Буандельмонте Калло провел осень 1619 года и был свидетелем этого народного празднества. Более двухсот рисунков выполнил художник с натуры. Ярмарка изображена как значительное явление. Об этом свидетельствуют большой формат гравюры, редкий в творчестве художника, тщательность отделки, продуманность композиции. Главный герой сцены — народ, собравшийся перед собором. Толпа состоит из отдельных больших и малых групп, объединенных событием. Каждому персонажу присущ определенный характер действий и поступков. Офорт требует длительного рассматривания, настраивающего зрителя на неторопливый ритм изображенного события, которое воспринимается в его временной протяженности. Калло избирает пространственно-плоскостный принцип, соответствующий смыслу каждой темы. Высокая линия горизонта увеличивает пространство листа. Широкая площадь перед собором способна вместить огромное количество народа. Пространство активно, динамично, оно захватывает и объединяет массу людей. Движение его от плоскости переднего плана в глубину передано художником ритмическим чередованием параллельных друг другу темных и светлых планов. Их ритмы, подобные набегающим волнам, воссоздают как бы колышущееся волнообразное движение толпы.

 
« Пред.   След. »
© 2018 История изобразительного искусства